search
main
0

Юность под обстрелом. На Новгородчине снимают мелодраму о малоизвестной странице Великой Отечественной войны

К глинистому обрыву над озером техника подвозит снег, рабочие стараются лопатами распределить белую массу по берегу. В запасе еще мешки с искусственным снегом: один для пробы распыляют, и снежинки, как настоящие, кружатся в воздухе и летят на шерстяные платки и ватники массовки. Близ деревни Коростынь Шимского района Новгородской области снимается фильм «Коридор бессмертия». Вчера здесь была оттепель, снега, необходимого по сценарию, почти нет. Зато массовка не подвела: около 200 девушек и молодых женщин приехали волонтерами на съемки из Великого Новгорода и Шимска. Отбор производился по принципам «соответствие типажу» и «субтильное или среднее телосложение».

«Коридор смерти» спас тысячи жизней

Девушки и молодые женщины блокадного Ленинграда не могли отличаться богатырским здоровьем и румянцем во всю в щеку. Именно они стали прототипами героев нового художественного фильма, съемки которого начались в декабре 2015 года в Санкт-Петербурге, продолжились в феврале, на Новгородчине и завершатся в марте 2016 года в Ленинградской области, под Лугой, и на Мосфильме.

В основу фильма легла подлинная история, которую нельзя предавать забвению. О ней рассказал несколько лет назад в журналистской статье петербургский писатель Дмитрий Каралис, позже принявший участие в работе над сценарием вместе с режиссером Федором Поповым. В 1943-м году, после прорыва блокады Ленинграда было принято решение строить железную дорогу, которая соединила бы город с Большой Землей. Ею стала Шлиссельбургская магистраль. Железная дорога длиной в 33 километра была проложена вдоль южного побережья Ладожского озера между станциями Шлиссельбург и Поляны в рекордно короткий срок – всего за 17 дней. Составы обслуживала паровозная колонна, которую сформировали из юных девочек, в основном вчерашних школьниц из Ленинграда, а также из специально отозванных с фронта машинистов. Дорогу прозвали «коридором смерти». Немецкая авиация бомбила ее нещадно, почти каждый день здесь бывали прямые попадания, гибли люди. Но за сутки здесь успевало проходить до 35 эшелонов, каждый из которых, заметим, заменял тысячу грузовиков-полуторок, работавших на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро.

Этот подвиг пяти тысяч железнодорожников, как ни странно, почти не известен даже петербуржцам. Между тем, именно «коридор смерти» в огромной степени помог ленинградцам выжить и отстоять город. Железнодорожная Шлиссельбургская магистраль доставила в осажденный город 75 процентов от общего числа переданных Ленинграду военных грузов и продовольствия.

Молодые и яркие

У главной героини картины, вчерашней ленинградской школьницы Маши Яблочкиной, есть реальный прототип – Мария Яблонцева, работавшая в «коридоре смерти». Мария Ивановна ныне живет в Санкт-Петербурге.

Герои картины и, соответственно, играющие их актеры, очень молоды. (Исключение – киномэтр Игорь Ясулович). На главную роль была выбрана актриса Нового драматического театра Анастасия Цибизова, только в 2013 году окончившая Щукинское театральное училище. В фильме «Коридор бессмертия» также участвуют молодые актеры Артем Алексеев и Светлана Смирнова-Кацагаджиева. Светлана снялась во многих сериалах, а в 2015 году увидели свет сразу три фильма с участием актрисы: «Три счастливых женщины», «Непридуманная жизнь» и «Прошлое умеет ждать». Дарья Екамасова, несмотря на молодость, имеет за плечами более 40 ролей в кино и премию «Ника-2012» за лучшую женскую роль («Жила-была одна баба»).

Ватники и фуфайки советского образца надели для съемок два иностранных киноактера: 24-летний испанец Хавьер Кальво и 25-летняя эстонская актриса Саара Кадак.

Смогли ли вжиться в роли молодые актеры, для которых наша великая война осталась в прошлом веке?

Хавьер Кальво говорит с прессой по-английски. На вопрос «Учительской газеты» юноша отвечает, что для него «честь – участвовать в фильме о подвиге «рашенз» – русских, которые столь храбро сражались против… (толерантный Кальво раздумывает над эпитетом и в итоге выбирает слово «наци»)». В ушанке Хавьер смотрится весьма органично. К тому же именно в этой экзотичной шапке, вкупе с солдатскими сапогами и ватником, ему оказывается так тепло на заснеженной съемочной площадке! Достоверна и женственна в белом вязаном «довоенном» беретике под пуховым платком и главная героиня, Настя Цибизова.

– Я не встречалась лично с прототипом своей героини, Марией Яблонцевой, но очень много читала о ней и вообще о «коридоре смерти», – говорит Настя. – В наше время таких характеров, способных на геройские поступки, мало. Моя героиня – сильная женщина, хотя поначалу она наивна, как ребенок. Только что окончив школу, они с подругой пришли в депо и устроились кондукторами, не зная, что их пошлют строить железную дорогу.

Кино лучше учебника

Близ деревни Коростынь – горящие для обогрева костры, девичьи голоса, стук топоров, уханье парней, поднимающих бревна в два обхвата на высоту моста. Над кромкой ледяного берега, действительно, реальный мост, вернее, его часть. На самом верху этой декорации – железнодорожные рельсы. Съемочный день зимой заканчивается быстро, а холод уже давно пробирает ноги в теплых ботинках… Каково было в 1943-м, в куда более лютую зиму, тем, кто строил настоящий железнодорожный мост, несущий освобождение блокадному Ленинграду?

Я обнаружила, что история «коридора смерти» сейчас оживленно обсуждается в Интернете. Благодаря тому, что в массовке приняли участие несколько сотен молодых жителей Санкт-Петербурга и Новгородской области, в Сети появились тысячи фотографий. Обычные девушки и парни, попробовавшие себя в роли актеров, сбросили своим знакомым и друзьям ссылки. Только на ресурсе Инстаграм сейчас около 400 таких фотографий. Они ценны подробным рассказом участников массовки о «коридоре смерти». В результате, пожалуй, не одна тысяча молодых современников узнали об этой героической странице отечественной истории. Независимо от художественных достоинств фильма, который выйдет в прокат предположительно в 2017 году, этот эффект неформального изучения своей истории молодыми людьми примечателен. Напрашивается вывод: нам нужно больше снимать фильмов об истории нашей страны! Ведь кино влияет на умы сильнее учебников…

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте