search
main
0

Я так думаю. Анна КАСПАРИНСКАЯ, учитель биологии московского лицея №1525 «Воробьевы горы», победитель конкурса в рамках нацпроекта «Образование»

В современном обществе существует проблема, которая не только не решается, но и в подавляющем большинстве случаев даже не осознается как проблема – это биологическая неграмотность. В последние годы наблюдается удручающая тенденция сокращения часов по биологии в школе, объединение ее с другими предметами. Такое положение дел приведет к тому, что биологический язык станет еще более непонятным для людей других профессий. Можем ли мы допустить возникновение такой ситуации?! Сегодня общепризнанным фактом стало приближение экологического кризиса. Для удовлетворения своих потребностей люди с нарастающей силой разрабатывают ресурсы, проникнув в самую суть вещей, они изобрели атомную энергетику, узнали тайны гена, полетели в космос. Мы можем гордиться собой, скоростью научно-технического прогресса. Но глобальная индустриальная агрессия человека непереносима для природы, экологическое равновесие может вновь измениться, и человека в нем, по всей видимости, уже не будет. Дело в том, что человек может существовать при концентрации кислорода от 18 до 22 процентов. А из мониторинга состояния окружающей среды ясно, что уровень содержания кислорода в современной атмосфере снижается, приближаясь к 19 процентам.

Историческое время, в котором существует человеческая цивилизация, занимает меньше секунды в истории Земли. Все хорошее, что было создано на планете, было сделано не нами и даже без нас. Наша цивилизация уходит своими корнями в природу, и именно природа наложила отпечаток на человеческую культуру, оказала влияние на все творения искусства и научные свершения. Так имеем ли мы право разрушать то, что нам не под силу создать самим?! Наша биологическая неграмотность проявляется в высшей степени, когда мы говорим: «Человек – царь природы!» Антропоцентризм возник, конечно же, не случайно – среди живых существ на планете только человек обладает разумом. Утверждению антропоцентризма в умах способствовали и многие выдающиеся люди. Белинский писал: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе человек». Горький утверждал: «Человек – это звучит гордо!», а Фердоуси был уверен: «В цепи человек стал последним звеном, и лучшее все воплощается в нем». Вроде бы все правильно, но позитивное эмоциональное отношение к антропоцентризму резко изменяется, если вспомнить, что любое центрирование (эгоизм, национализм, империализм) воспринимается нами как отрицательное проявление, приводящее к дискриминации биологических видов. 28 октября 1982 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы. Золотыми буквами на четырех колоннах здания ЮНЕСКО в Найроби выбиты слова: «Человечество – часть природы, и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем – источника энергии и питательных веществ» и еще: «Генетическая основа жизни на земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, по крайней мере, на том уровне, который достаточен для обеспечения ее выживания; необходимые для это среды обитания следует сохранять». Таким образом, так же, как сегодня активно защищаются естественные права человека, провозглашенные Декларацией прав человека, мы должны последовательно защищать и права природы. По мнению Комиссии по биологическому образованию при ЮНЕСКО, назрела необходимость введения нового предмета – интегративной биологии. Основная ее задача – формирование междисциплинарного системного подхода, ликвидация биологической неграмотности, развитие биоцентрического мышления, нравственного отношения к природе и ответственности за принятие решений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте