search
main
0

«Я сделала свой выбор, и он был для меня нелегким…». Урок внеклассного чтения по повести Людмилы Басовой «Зойка и Пакетик» для учеников 5-8 классов

Во вступительном слове к этому уроку учитель говорит: «Сегодня мы с вами будем говорить об очень важных жизненных проблемах: о взаимоотношениях родителей и детей, детей и учителей, о взаимоотношениях подростков. Мы, взрослые, с сожалением можем констатировать, что в стране очень много детей, которые чувствуют себя неуютно в этом мире, несмотря на то, что рядом с ними живут родители, бабушки, дедушки. В определенной степени это вина взрослых, но отчасти виновниками несчастий являются и сами дети. Поэтому наша задача с вами – подумать, почему мы совершаем ошибки, которые впоследствии очень трудно исправить, как можно обойти острые углы взаимоотношений детей и взрослых».

…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и опять бросать,

и опять начинать, и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие – душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести детской писательницы Людмилы Дмитриевны Басовой «Зойка и Пакетик». С ее творчеством мы знакомимся впервые. Когда мы готовились к уроку, столкнулись с тем, что очень мало информации об этой писательнице. Мы узнали, что Л.Д. Басова еще и журналист. Она пишет очень интересные статьи о людях мужественных, талантливых, о бедах человеческих.

Чаще Л. Басова пишет об одиночестве стариков, равнодушии, об алкоголизме, о токсикомании и наркомании. Писательница считает, что нельзя о плохом молчать, что слабых надо защищать. Нельзя в этом мире быть равнодушным к людскому горю. Любовь рождает надежду и жизнь, а ненависть и равнодушие убивают человека.

На уроках и просто во время общения мы с вами достаточно часто говорили о разных жизненных ситуациях, о проблемах взрослых и детей. Также не раз говорили о том, что человек каждый день оказывается перед выбором. И мы знаем, что выбор бывает нравственным или безнравственным. От этого выбора часто зависит судьба другого человека.

Приступим к работе. Сегодня мы работаем в группах. Сотрудничать с нами и помогать решить сложные жизненные проблемы любезно согласились старшеклассницы, психологическая служба школы, первая учительница моего класса, родители.

Каждая группа обсуждает определенную линию взаимоотношений Зои Варнеевой:

1 группа – Зоя и семья.

2 группа – Зоя и одноклассники.

3 группа – Зоя и представители барака.

4 группа – Зоя и учителя.

5группа – Зоя и Тимур.

Вопросы на первичное восприятие текста всему классу:

1.                  О скольких семьях говорится в повести? Какая семья самая неблагополучная?

Почему?

2. Хотелось бы вам, чтобы Зоя стала вашей подругой? Почему?

3. Перечислите всех представителей барака. Кого из них не любили все и почему?

4. Какое прозвище у Анны Сергеевны и почему?

5. Как Зоя относится к Тимуру и почему?

Работа с первой группой «Зойка и родители».1.                  «А вообще-то они живут довольно мирно», – так сказано о взаимоотношениях в Зойкиной семье. Согласны ли вы с этим? Что скрывается за этой фразой?

2.                  Вспомните, как началось утро в день рождения мамы? А что произошло накануне? Ради чего этот обман? Что думают по этому поводу родители? Психологическая служба?

3.                  Прошел день рождения мамы. Гости разошлись. Все прошло замечательно, с точки зрения взрослых: праздничный стол, песни под гитару, умные беседы. Чем же недовольна Зоя? А ведь до праздника, когда Зоя с отцом пекли торт, печенье, она испытывала к нему даже нежность.

4.                  «Пап, когда я была совсем маленькая, ну, там всего 6 – 8 месяцев, скажи, ты варил мне манную кашу? Вот именно ты, а не мама? И кормил из ложечки, правда?». Почему Зоя об этом спрашивает отца?

5.                  Давайте спросим у родителей, кто в семье больше занимается ребенком, кто ходит на родительские собрания. Как это объяснит психологическая служба школы?

6.                  Кто в Зойкиной семье ходит на родительские собрания?

Работа с группой «Зойка и одноклассники»

1.                  Есть ли у Зойки среди одноклассников друзья?

2.                  С кем она могла бы дружить?

3.                  Расскажите о Радике. Почему он осуждает выбор Нины и Руслана?

4.                  Однажды Зоя обманула мать, что занималась математикой с отстающей одноклассницей. Как часто она занималась с отстающими?

5.                  Как Зоя относится к школе?

6.                  «Я сделала свой выбор, и он был для меня нелегкий». О каком выборе идет речь? Как вы оцениваете ее выбор?

Вопрос для всех групп:  Почему обычно не любят школу? Чья это вина?

Работа с группой «Зойка и обитатели барака»

1.                  Чем занимались обычно обитатели барака?

2.      Что говорит о них комиссия по делам несовершеннолетних?

3.      А чего же им не хватает в жизни?

4.      Зачем Зойка ходит в барак?

5.                  По чьей вине погиб Пакетик?

6.                  Думала ли Зоя о последствиях своего поступка, когда украла у Тимура эфир?

Общий вопрос: Кому из представителей барака вы бы смогли помочь? Как?

Работа с группой «Зойка и учителя».

1.                  Как Зоя относится к Анне Сергеевне? К классному руководителю?

2.                  Отрывок из повести: «– И потом, твоя манера смотреть в глаза…

– Разве это плохо? Нас всегда учили: честный человек всегда должен смотреть в глаза тому, с кем говорит.

– Наверное, я не очень честный человек. Мне, например, неловко смотреть тебе в глаза, – сказала Анна Сергеевна».

Почему? За кого ей стыдно?

3.                  Зачем Зоя тренирует взгляд? Кто боится ее взгляда? Почему?

4.                  Спросим у психологов: в чем сила взгляда?

5.                  Чтение отрывка: «Не люблю старых учителей. Вы не обидитесь? По-моему, их надо на пенсию отправлять, как балерин, до 40 лет».

Что вы думаете по этому поводу? Вопрос к родителям, учителям, старшеклассницам.

6.                  Как догадалась Зоя, что Анюта и Анна Сергеевна одно и то же лицо?

Общий вопрос: Почему Зойка с вестью о смерти Пакетика побежала не в милицию, не к друзьям по бараку, а к Анне Сергеевне?

Работа с группой «Зойка и Тимур»

1.                  Какую тайну о Зойке знает Тимур?

2.                  Что Зойке нравится в Тимуре?

3.                  Почему Зоя именно ему хочет рассказать про дневник, про Анюту?

4.                  Почему же Зоя, при всем уважении к Тимуру, ворует у него из шкафа эфир?

Общий вопрос: С какой целью в произведение введены страницы дневника военного времени? Что больше всего в дневнике поразило Зою?

Подведение итогов урока

Учитель: Сегодняшний урок я назвала цитатой из повести «Зойка и Пакетик»: «Я сделала свой выбор, и он был для меня нелегкий…». О каком выборе идет речь, вы знаете. Изменят ли свое решение Нина и Руслан? Трудно сказать, но хочется верить, что, повзрослев, они поймут свою ошибку и пожалеют о том безнравственном поступке. Ведь «…чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Так говорил Л. Н. Толстой, великий русский писатель и просто очень мудрый человек. О чем заставляет задуматься повесть?

Ответы детей.

Чтение концовки.

Учитель: Испытывала ли Зоя что-либо подобное в себе? (В ней проснулась душа. Она заметалась, затревожилась, впервые почувствовала страх и боль за другого человека).

Домашнее задание: написать письмо другу, поделиться мнением об уроке, рассказать о повести так, чтобы ему захотелось прочитать ее.

Объявление оценок.

Полина Бережная, учитель средней школы №11 Нижнего Новгорода

Повесть Л.Басовой «Зойка и пакетик» в Сети: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=191989

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте