search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

«Я сделала свой выбор, и он был для меня нелегким…». Урок внеклассного чтения по повести Людмилы Басовой «Зойка и Пакетик» для учеников 5-8 классов

Во вступительном слове к этому уроку учитель говорит: «Сегодня мы с вами будем говорить об очень важных жизненных проблемах: о взаимоотношениях родителей и детей, детей и учителей, о взаимоотношениях подростков. Мы, взрослые, с сожалением можем констатировать, что в стране очень много детей, которые чувствуют себя неуютно в этом мире, несмотря на то, что рядом с ними живут родители, бабушки, дедушки. В определенной степени это вина взрослых, но отчасти виновниками несчастий являются и сами дети. Поэтому наша задача с вами – подумать, почему мы совершаем ошибки, которые впоследствии очень трудно исправить, как можно обойти острые углы взаимоотношений детей и взрослых».

…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и опять бросать,

и опять начинать, и опять бросать,

и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие – душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести детской писательницы Людмилы Дмитриевны Басовой «Зойка и Пакетик». С ее творчеством мы знакомимся впервые. Когда мы готовились к уроку, столкнулись с тем, что очень мало информации об этой писательнице. Мы узнали, что Л.Д. Басова еще и журналист. Она пишет очень интересные статьи о людях мужественных, талантливых, о бедах человеческих.

Чаще Л. Басова пишет об одиночестве стариков, равнодушии, об алкоголизме, о токсикомании и наркомании. Писательница считает, что нельзя о плохом молчать, что слабых надо защищать. Нельзя в этом мире быть равнодушным к людскому горю. Любовь рождает надежду и жизнь, а ненависть и равнодушие убивают человека.

На уроках и просто во время общения мы с вами достаточно часто говорили о разных жизненных ситуациях, о проблемах взрослых и детей. Также не раз говорили о том, что человек каждый день оказывается перед выбором. И мы знаем, что выбор бывает нравственным или безнравственным. От этого выбора часто зависит судьба другого человека.

Приступим к работе. Сегодня мы работаем в группах. Сотрудничать с нами и помогать решить сложные жизненные проблемы любезно согласились старшеклассницы, психологическая служба школы, первая учительница моего класса, родители.

Каждая группа обсуждает определенную линию взаимоотношений Зои Варнеевой:

1 группа – Зоя и семья.

2 группа – Зоя и одноклассники.

3 группа – Зоя и представители барака.

4 группа – Зоя и учителя.

5группа – Зоя и Тимур.

Вопросы на первичное восприятие текста всему классу:

1.                  О скольких семьях говорится в повести? Какая семья самая неблагополучная?

Почему?

2. Хотелось бы вам, чтобы Зоя стала вашей подругой? Почему?

3. Перечислите всех представителей барака. Кого из них не любили все и почему?

4. Какое прозвище у Анны Сергеевны и почему?

5. Как Зоя относится к Тимуру и почему?

Работа с первой группой «Зойка и родители».1.                  «А вообще-то они живут довольно мирно», – так сказано о взаимоотношениях в Зойкиной семье. Согласны ли вы с этим? Что скрывается за этой фразой?

2.                  Вспомните, как началось утро в день рождения мамы? А что произошло накануне? Ради чего этот обман? Что думают по этому поводу родители? Психологическая служба?

3.                  Прошел день рождения мамы. Гости разошлись. Все прошло замечательно, с точки зрения взрослых: праздничный стол, песни под гитару, умные беседы. Чем же недовольна Зоя? А ведь до праздника, когда Зоя с отцом пекли торт, печенье, она испытывала к нему даже нежность.

4.                  «Пап, когда я была совсем маленькая, ну, там всего 6 – 8 месяцев, скажи, ты варил мне манную кашу? Вот именно ты, а не мама? И кормил из ложечки, правда?». Почему Зоя об этом спрашивает отца?

5.                  Давайте спросим у родителей, кто в семье больше занимается ребенком, кто ходит на родительские собрания. Как это объяснит психологическая служба школы?

6.                  Кто в Зойкиной семье ходит на родительские собрания?

Работа с группой «Зойка и одноклассники»

1.                  Есть ли у Зойки среди одноклассников друзья?

2.                  С кем она могла бы дружить?

3.                  Расскажите о Радике. Почему он осуждает выбор Нины и Руслана?

4.                  Однажды Зоя обманула мать, что занималась математикой с отстающей одноклассницей. Как часто она занималась с отстающими?

5.                  Как Зоя относится к школе?

6.                  «Я сделала свой выбор, и он был для меня нелегкий». О каком выборе идет речь? Как вы оцениваете ее выбор?

Вопрос для всех групп:  Почему обычно не любят школу? Чья это вина?

Работа с группой «Зойка и обитатели барака»

1.                  Чем занимались обычно обитатели барака?

2.      Что говорит о них комиссия по делам несовершеннолетних?

3.      А чего же им не хватает в жизни?

4.      Зачем Зойка ходит в барак?

5.                  По чьей вине погиб Пакетик?

6.                  Думала ли Зоя о последствиях своего поступка, когда украла у Тимура эфир?

Общий вопрос: Кому из представителей барака вы бы смогли помочь? Как?

Работа с группой «Зойка и учителя».

1.                  Как Зоя относится к Анне Сергеевне? К классному руководителю?

2.                  Отрывок из повести: «– И потом, твоя манера смотреть в глаза…

– Разве это плохо? Нас всегда учили: честный человек всегда должен смотреть в глаза тому, с кем говорит.

– Наверное, я не очень честный человек. Мне, например, неловко смотреть тебе в глаза, – сказала Анна Сергеевна».

Почему? За кого ей стыдно?

3.                  Зачем Зоя тренирует взгляд? Кто боится ее взгляда? Почему?

4.                  Спросим у психологов: в чем сила взгляда?

5.                  Чтение отрывка: «Не люблю старых учителей. Вы не обидитесь? По-моему, их надо на пенсию отправлять, как балерин, до 40 лет».

Что вы думаете по этому поводу? Вопрос к родителям, учителям, старшеклассницам.

6.                  Как догадалась Зоя, что Анюта и Анна Сергеевна одно и то же лицо?

Общий вопрос: Почему Зойка с вестью о смерти Пакетика побежала не в милицию, не к друзьям по бараку, а к Анне Сергеевне?

Работа с группой «Зойка и Тимур»

1.                  Какую тайну о Зойке знает Тимур?

2.                  Что Зойке нравится в Тимуре?

3.                  Почему Зоя именно ему хочет рассказать про дневник, про Анюту?

4.                  Почему же Зоя, при всем уважении к Тимуру, ворует у него из шкафа эфир?

Общий вопрос: С какой целью в произведение введены страницы дневника военного времени? Что больше всего в дневнике поразило Зою?

Подведение итогов урока

Учитель: Сегодняшний урок я назвала цитатой из повести «Зойка и Пакетик»: «Я сделала свой выбор, и он был для меня нелегкий…». О каком выборе идет речь, вы знаете. Изменят ли свое решение Нина и Руслан? Трудно сказать, но хочется верить, что, повзрослев, они поймут свою ошибку и пожалеют о том безнравственном поступке. Ведь «…чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Так говорил Л. Н. Толстой, великий русский писатель и просто очень мудрый человек. О чем заставляет задуматься повесть?

Ответы детей.

Чтение концовки.

Учитель: Испытывала ли Зоя что-либо подобное в себе? (В ней проснулась душа. Она заметалась, затревожилась, впервые почувствовала страх и боль за другого человека).

Домашнее задание: написать письмо другу, поделиться мнением об уроке, рассказать о повести так, чтобы ему захотелось прочитать ее.

Объявление оценок.

Полина Бережная, учитель средней школы №11 Нижнего Новгорода

Повесть Л.Басовой «Зойка и пакетик» в Сети: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=191989

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте