В Кировской области в профессионализме состязались учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования. Так как все муниципалитеты в Кировской области объединены с недавних пор в восемь округов, каждый округ представляли три финалиста: лучший учитель, лучший воспитатель и педагог дополнительного образования. В течение пяти дней конкурсанты подвергались испытаниям разной сложности. С дистанции никого не снимали, до финиша дошли все, хотя и с разными результатами. Их огласили в последний день на церемонии закрытия и награждения.
Учителем года Кировской области-2011 был назван Александр Шибанов, 32-летний учитель истории и обществоведения Кирово-Чепецкой гимназии №2, победителем среди воспитателей признана Наталья Малых из детского сада \”Родничок\” города Слободского, среди педагогов дополнительного образования – Светлана Москвина, работающая в Доме детского творчества \”Вдохновение\” города Кирова. Все три победителя получили подарки и денежные премии – по 30 тысяч рублей. Дипломы и памятные подарки вручены и всем остальным участникам.
В этом году учительский конкурс в Кирове совпал со страстной неделей. Однако страстей в христианском понимании слова на конкурсных площадках не наблюдалось. В течение пяти дней здесь царил дух дружбы, взаимопомощи и сотрудничества. Никакой конкуренции – только улыбки, сердечное отношение внутри команд, советы и помощь членов жюри. О жюри стоит сказать особо. Пожалуй, нигде еще я не встречала такого: среди судий не было ни одного теоретика и методиста, только практики, подавляющее большинство – победители «Учителя года» прошлых лет. Сами прошедшие через конкурсные испытания, они понимают, как важны для участников ободряющая улыбка и вовремя сказанное доброе слово. Собственно говоря, члены профессионального и общественного жюри тоже представляли собой единую сплоченную команду. Это неслучайно: уже давно подготовку, организацию и проведение «Учителя года» в Вятском крае взяла в свои руки региональная общественная организация участников конкурса \”Учитель года Кировской области\”. Она насчитывает более трехсот активных членов, и число это растет с каждым годом. Председатель Дмитрий Анатольевич Скурихин, победитель конкурса 2005 года, человек многогранный, одаренный и энергичный, сумел сплотить вокруг себя таких же активных и талантливых единомышленников, поэтому размах деятельности организации впечатляет и вызывает восхищение. У кировских учителей года есть свой собственный регулярно обновляемый сайт, активный форум, они часто встречаются в неформальной обстановки, проводят совместные проекты, цель которых – не только распространение опыта и помощь начинающим, но и расширение круга неравнодушных и творчески работающих педагогов.
Результаты активной и масштабной работы уже есть – в области набирает обороты самое настоящее (не по указке сверху, а вызревшее изнутри педагогического сообщества) общественное движение за обновление школы. Скажу откровенно, видеть это удивительно и очень приятно. В небогатом дотационном регионе, где ежегодно сокращается количество образовательных учреждений и соответственно – бюджетных ассигнований в образовательную сферу, педагоги сами работают над повышением качества образования и поднимают имидж своей профессии. Неслучайно учителя года Кировской области бережно и дружески относятся ко всем без исключения конкурсантам – ведь они – соратники, в день объявления итогов каждый из участников становится полноправным членом организации. Поэтому со стороны жюри не демонстрирует никакого снобизма и высокомерия – только помощь и участие. Например, одно из самых значимых мероприятий программы – «Откровенный разговор» конкурсантов и членов жюри, который проводится по окончании последнего испытания, как и на финале «Учителя года России». На нем обсуждаются все моменты: что получилось и что не удалось, что помогло и что помешало, где можно совершенствовать процедуру и где ее нужно полностью менять. Сначала проходит общее обсуждение, где слово дают каждому, затем члены жюри разговаривают наедине с каждым участником, высказывая в тактичной форме свои замечания.
Еще одна добрая традиция конкурса – совместный ужин накануне объявления итогов, на котором члены жюри и конкурсанты вместе весело празднуют окончание конкурса, где каждый чувствует себя победителем, где все товарищи, а побежденных и проигравших нет. Этот ужин похож на зажигательный капустник, где каждый может блеснуть своими талантами. Дружеская атмосфера, которую создают члены профессионального и общественного жюри (к написанию сценария капустника они подходят очень ответственно), позволяет конкурсантам расслабиться и забыть обо всех тревогах и переживаниях последних дней. Именно этот вечер становится заключительным аккордом конкурса и запоминается на всю жизнь каждому, церемония объявления итогов и награждения лишь дополняет гамму впечатлений. И это, наверное, правильно – ведь главное не победа, а участие, тем более что первое от второго места нередко отделяют лишь десятые доли баллов. В этом году так и получилось – каждому конкурсанту из всех трех номинаций удалось проявить свои лучшие профессиональные качества, опыт и знания в том или ином испытании, запомниться в том или ином амплуа. Кому-то удался разговор с родителями, кто-то сумел найти самый лучший подход к детям, для кого-то звездным часом стал мастер-класс. Многие участники блеснули эрудицией и артистизмом на презентации. Все без исключения мастерски и на высочайшем уровне провели открытые уроки и занятия и… увы, одинаково слабо смотрелись на \”Методическом объединении\”, целью которого было продемонстрировать способности к изучению, осмыслению и использованию в своей деятельности опыта коллег. Об этом члены жюри сказали, подводя итоги.
Главным итогом конкурса можно считать то, что общественная организация \”Учителя года Кировской области\” расширилась, приняв в свои ряды 24 новых члена. А так как количественные изменения неминуемо отразятся на качественных, можно с уверенностью сказать, что сегодня у вятского образования самые радужные перспективы.
Фото автора
Комментарии