Один из глобальных эффектов Всероссийского конкурса “Учитель года России” заключается в том, что он породил целый ряд других соревнований профессионального мастерства, получивших широкую известность и завоевавших популярность в педагогическом сообществе. Теперь свои конкурсы есть и у педагогов-психологов, и у воспитателей дошкольных учреждений, и у работников ссузов, и у директоров школ. До недавнего времени преподаватели высшей школы были не у дел, однако теперь и они могут приобщиться к прекрасному. На днях в Москве завершился II Международный конкурс молодых преподавателей вузов России и стран СНГ “Педагогическое начало”.
Мероприятие было организовано Московским педагогическим государственным университетом, Евразийской ассоциацией педагогических университетов и Национальной ассоциацией организаций дополнительного профессионального педагогического образования при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников. Партнерами конкурса выступили Общероссийский Профсоюз образования и редакция “Учительской газеты”., начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Беларусь:, доцент кафедры психологии Нижегородского института развития образования:, методист, и.о. заведующего кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Калининградской области:
Напомним, что первый конкурс прошел в марте-октябре 2016 года, его участниками стали порядка 100 молодых преподавателей из России и стран СНГ. По итогам организаторами было принято решение провести следующее соревнование через два года, чтобы у принимающей стороны и у участников было время основательно подготовиться.
В этом году начало конкурса пришлось на февраль, финал – на апрель, само же мероприятие было приурочено к Году культуры в СНГ и 145-летию Московского педагогического государственного университета.
– Организационно конкурс состоит из двух этапов, – рассказывает ответственный секретарь оргкомитета Международного конкурса “Педагогическое начало” Людмила Бычкова. – На заочном конкурсанты писали эссе о перспективах онлайн-образования в высшей школе, представляли разработки своих занятий со студентами, видеоролики «Почему я выбрал профессию преподавателя», а также присылали ссылки на собственные профессиональные интернет-ресурсы. Всего было подано более ста заявок от преподавателей, представляющих организации высшего и дополнительного профессионального педагогического образования России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. На второй, очный, этап вышли 15 молодых педагогов. Им предстояло дать открытое занятие для студентов и провести мастер-класс для коллег. Пятеро конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки двух очных конкурсных заданий, стали лауреатами конкурса и приняли участию в панельной дискуссии «Онлайн-образование в высшей школе: миф или реальность?» По итогам всех этих испытаний были выбраны трое человек, занявших первое, второе и третье призовые места.
Жюри предстоял очень нелегкий выбор, поскольку каждое из занятий, проведенных конкурсантами, было по-своему уникальным, интересным и полезным.
Так, преподаватель кафедры химии Белорусского госуниверситета имени Максима Танка Ольга Лагунова на примере подготовке к лабораторной работе по синтезу йода показала свою методику взаимодействия со студентами. Ребята не просто получили распечатанный текст-руководство к работе, но и детально обсудили каждый свой шаг, обосновав необходимость предложенных действий, прошли технику безопасности, а попутно выяснили, что нельзя целиком и полностью доверять интернет-источникам, ибо в Сети много противоречивой информации.
Доцент кафедры психологии Нижегородского Института развития образования Вероника Мохова в самом начале занятия использовала музыкальный фрагмент симфонической сказки Сергея Прокофьева “Петя и волк” а закончила композицией группы “Beatles”, чтобы студенты убедились, насколько разными могут быть инструменты по своему звучанию, и как гармонично они сочетаются в умелых руках музыкантов и под руководством опытного руководителя. Так и будущие психологи должны не только быть профессионалами в своем деле, но и уметь выстраивать отношения со всеми, с кем общаются, чтобы не возникало никакого диссонанса.
Приемы, с успехом используемые в школе, вполне могут быть применены и в студенческой аудитории, убеждена доцент кафедры педагогики и психологии Государственного гуманитарно-технологического университета Татьяна Осинина. На своем занятии она организовала путешествие в “педагогическую кругосветку\”, рассказав учащимся об особенностях систем образования ряда стран мира. А затем, разбившись на группы, ребята, на основе полученной информации, составили собственный проект идеальной системы образования.
Весьма необычным было занятие методиста кафедры педагогики и психологии Института развития образования Калининградской области Ольги Блохиной. Она начала с того, что спросила присутствующих, какие ассоциации у них вызывает слово “стресс”. Оказалось, что оно напрямую связано с такими понятиями как “экзамен, сессия, оценка”. После этого преподаватель рассказала о физиологии стресса и плавно перешла к тому, как педагог и психолог может использовать стресс в своих целях, чтобы из врага превратить его в друга.
Весьма актуальную проблему обсудила вместе со студентами ассистент кафедры психологии образования МПГУ Марина Сотникова: “Гаджеты на уроке – за или против?” Как и следовало ожидать, однозначного ответа здесь нет, тем не менее, учитывая множество аргументов в пользу применения в образовании смартфонов и планшетов, имеет смысл заставить новинки IT индустрии работать на пользу школе и университету, постаравшись свести к минимуму их негативное влияние на учащихся.
Старший преподаватель Таразского государственного педагогического университета Рустам Укибаев получил образование в Казахстане, а стажировался в Кембридже, откуда привез множество идей относительно грамотной организации труда учащихся. На конкурсе он продемонстрировал весьма яркое занятие, на котором было место всему – и видеофрагментам, и групповой работе, и проектной деятельности, и даже обычным бумажным стикерам на вполне материальной доске. Студенты обсуждали проблемы экологии и за 20 минут сумели прийти к выводу: если мы не хотим превратить планету в свалку, необходимо развивать безотходное производство!
Довольно успешную попытку совместить психологию, педагогику и математику предприняла доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Дарья Шпак. Используя метод матричного анализа, она предложила студентам сформировать систему их жизненных ценностей. Оказалось, что для большинства присутствующих эта матрица включила в себя такие ценности как Любовь, Семья, Образование, Здоровье и так далее. Особый интерес у жюри вызвало предложение педагога объединить некоторые ценности, дабы сократить их количество до необходимого.
Как рассказал декан факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Розов, конкурс позволяет понять, в каком состоянии находится наше высшее образование и чем оно отличается от образования других стран.
– Не скрою, были участники, которые мне очень понравились, потому что замечательно выступили, а были те, кто, быть может, и затронул довольно важные темы, однако излагал материал не очень интересно и конструктивно, – поделился своими впечатлениями Николай Христович. – Я считаю так: общие разговоры о том, что учитель должен повышать мотивацию учащихся и развивать у них интерес к знаниям, мало продуктивны, ибо это не более чем слова, а гораздо важнее показать, как это сделать. И именно на конкурсе больше всего ждешь конкретных образцов поведения, но, увы, не всегда их видишь.
По словам декана, подобный конкурс вполне можно провести в любом вузе, ведь преподаватель высшей школы должен, независимо от места работы, уметь поддерживать внимание аудитории, владеть терминологией и методологией, быть ИКТ-компетентным и так далее. Но пока почему-то к конкурсу не спешат проявлять интерес широкие массы педагогов. Возможно, потому, что оценить достоинства преподавателя университета гораздо сложнее, чем школьного учителя. И тем более замечательно, что МПГУ взялся за проведение такого конкурса.
– Если сравнивать “Педагогическое начало” с “Учителем года”, то, разумеется, становится ясно, что впереди еще много интересного, – говорит профессор Института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук Андрей Иоффе. – Необходимо выстроить систему работы с конкурсантами, учитывая то, что самое важное здесь – отнюдь не финальные испытания, а то общение между участниками и организаторами, опытными и начинающими педагогами, студентами и преподавателями, которое происходит на протяжение всего года. Или даже двух, как в нашем случае. Пока же, конечно, чувствуется, что это дело очень хорошее и полезное, призванное сформировать единое образовательное пространство, выходящее за пределы границ РФ, однако проблем тут немало. По сути, конкурс “Педагогическое начало” подтверждает тот факт, что в университете организация процесса обучения не слишком-то отличается от школьного. И там, и тут есть преподаватель, который стоит у доски и излагает материал, и там, и тут есть учащиеся, которые сидят в аудитории, слушают педагога, записывают его слова и выполняют его задания. А хотелось бы верить, что в университете образование действительно выходит на какой-то принципиально иной уровень. Хотя, к сожалению, мало кто знает, чем методика преподавания того или иного предмета в высшей школе должна отличаться от методики преподавания в обычной школе. И вообще, у нас, по сути, отсутствует система подготовки преподавателей специально для вузов, почему-то считается, что люди сами до всего дойдут. Поэтому хорошо, что конкурс “Педагогическое начало” дает возможность наглядно продемонстрировать весь арсенал университетского педагога, чтобы другие могли взять на вооружение новые подходы, идеи.
Итоги II Международного конкурса
молодых преподавателей вузов России и стран СНГ “Педагогическое начало”
1-е место – Ольга Блохина (Институт развития образования Калининградской области, Россия).
2-е место – Вероника Мохова (Нижегородский институт развития образования, Россия).
3-е место – Дарья Шпак (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь).
Ольга Анатольевна получила право на полностью оплачиваемую зарубежную стажировку по избранной специальности. Вероника Олеговна и Дарья Сергеева также смогут пройти стажировки по избранной специальности, но в Москве, на базе МПГУ.
А у вас, коллеги, есть менее двух лет, чтобы морально и физически подготовиться к следующему испытанию!
Комментарии конкурсантов:
Татьяна Осинина, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, г. Орехово-Зуево Московской области:
– В Гуманитарно-технологический университет я поступила, когда мне было 15 лет, окончила аспирантуру, защитила диссертацию по психологическим наукам, затем окончила докторантуру в МПГУ. Сейчас преподаю педагогику и психологию, веду самые разные курсы, в том числе “Общую педагогику”, “Управление образовательными системами”, “Современные проблемы науки об образовании”. В конкурсе “Педагогическое начало” участвую второй раз. В 2016 году, когда он проводился впервые, прошла в финал, а теперь стала лауреатом. На заочном этапе нужно было представить методическую разработку занятия со студентами, эссе об онлайн-образовании и видеоролик о том, почему я выбрала профессию преподавателя. Серьезным испытанием стал очный этап, когда нужно было провести занятие для студентов МПГУ, а затем мастер-классы для коллег. Еще мы участвовали в панельной дискуссии “Онлайн-образование в высшей школе: миф или реальность?” Конкурс для меня – это возможность пообщаться с коллегами, обменяться опытом, узнать новые идеи, чтобы потом использовать их в повседневной работе.
Аман Ибрагимов, заместитель директора Института искусств, культуры и спорта, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания ИЗО и ДПИ Казахского национального педагогического университет имени Абая, г. Алма-Ата:
– О конкурсе «Педагогическое начало» я узнал в научном отделе нашего университета – мне сказали, что поскольку я молодой ученый, владеющий русским языком, то обязательно должен поучаствовать. Для системы педагогического образования Казахстана очень важны связи с Россией. Ведь мы, как и раньше, учим студентов по книгам Макаренко и Сухомлинского, Ушинского и Крупской, хотя, конечно, придаем большое значение и трудам представителей нашей национальной науки. И в Казахстане, и в России уделяют огромное внимание повышению престижа профессии педагога. На очном этапе конкурса, который проходил в Москве, я провел занятие для студентов МПГУ. Это были студенты не только художественно-графического факультета, но и филологи, и, по-моему, мне удалось всех их заинтересовать. Видно, что студенты очень умные, хорошо мыслят логически, они легко отвечали на мои вопросы. Лауреаты конкурса также участвовали в панельной дискуссии, посвященной онлайн-образованию, – это очень актуальная тема сегодня. Наш вуз сотрудничает с зарубежными университетами, в том числе российскими, есть совместные магистерские программы, и мы понимаем целесообразность и важность использования в образовательном процессе онлайн-технологий. Конкурс «Педагогическое начало» стал для меня источником вдохновения, я приобрел здесь уникальный опыт для моей дальнейшей работы.
Дарья Шпак, начальник учебно-методического отдела по управлению качеством образования, доцент кафедры фундаментальной и прикладной математики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Беларусь:
– В 2016 году я приезжала в Москву на конкурс «Педагогическое начало» вместе с коллегой из нашего университета, которая в нем участвовала. В этом году решила поучаствовать тоже, потому что мне очень нравится преподавательская работа. Несмотря на то, что в университете я занимаюсь также организационными вопросами, никогда ее не брошу. Тем более что это семейная традиция – моя мама школьный учитель, и еще в раннем детстве она брала меня на свои уроки, и я сидела в классе на задней парте. Материалы для заочного конкурса я собрала за два дня. Чтобы написать эссе об онлайн-образовании, почитала дополнительно статьи, а ответить на вопрос, почему выбрала профессию преподавателя, и записать об этом видеоролик, было несложно. Поскольку у нас в университете регулярно проводятся семинары об инновациях в обучении, удалось подготовить и разработку занятия. На очном туре немного волновалась, когда проводила занятие со студентами. Но было очень интересно наблюдать за их реакцией, тем более, что тему я предложила необычную, на пересечении математики и психологии. По итогам конкурса получила диплом третьей степени, и мне очень хочется поблагодарить организаторов. На очном этапе нас опекали, к каждому участнику отнеслись с трепетом и вниманием.
Вероника Мохова, доцент кафедры психологии Нижегородского института развития образования:
– В нашем институте я преподаю психологические дисциплины, в том числе возрастную психологию, консультирование, психологию поведения в сети, суицидологию, а также курсы, связанные с гендерным подходом, – кандидатскую диссертацию защищала по гендерной проблематике. Мои слушатели – не только учителя, но и педагоги-психологи из профессиональных колледжей, школ и детских садов. Сама я не так давно работала педагогом-психологом в организации среднего профессионального образования. Информацию о конкурсе «Педагогическое начало» я получила в нашем научном отделе. К тому же в 2016 году в конкурсе участвовал мой коллега по институту Андрей Сергеевич Мольков, он получил диплом второй степени, сейчас работает проректором, и в этом году он приложил много усилий, чтобы подготовить меня к конкурсу. Очный этап был организован очень динамично – мы столько всего увидели за два дня, узнали о новых педагогических техниках. Доброжелательность членов жюри, заинтересованность конкурсантов – все это вызвало лишь положительные эмоции. Конкурс для меня стал хорошим опытом профессиональной рефлексии, укрепил веру в себя, дал уникальную возможность поделиться с коллегами из разных стран своим опытом.
Ольга Блохина, методист, и.о. заведующего кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Калининградской области:
– Среди финалистов конкурса «Педагогическое начало» я одна из немногих, для кого преподавательская работа не является основной и кто не имеет ученой степени. На конкурс вообще попала случайно – в нем собиралась участвовать коллега из нашего института, но оказалось, что ее педагогический стаж превышает пять лет, срок, максимально допустимый условиями конкурса. И тогда ректор института Лилия Алексеевна Зорькина сказала: «Если не ты, то никто!» Так что я подала заявку, и для меня стал полной неожиданностью выход в финал и тем более победа. В своем институте я читаю курс психофизиологии, объясняю слушателям ее связь с образовательным процессом, и на очном этапе конкурса этой дисциплине было посвящено и мое занятие со студентами, и мастер-класс. Мы много общались с финалистами, получили обратную связь, и мне даже показалось, что общения было мало – хотелось еще и еще. Мои руководители в меня верили, и их доверие я оправдала. Когда коллеги спрашивают, как мне удалось победить, отвечаю, что всегда стараюсь делать свою работу хорошо, и на всех этапах конкурса я выполняла задания с полной самоотдачей. У меня есть профессиональные амбиции, и благодаря конкурсу я их удовлетворила.
Фото автора
Комментарии