search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Время латыни еще не пришло… Статья «Живые и мертвые» Вадима Мелешко в «УГ» №2 от 12 января 2016 г

Вопрос актуальности преподавания латинского языка вызывает с течением времени все больше споров. Причем это касается не только вузов, но и школы. Английский – безусловно, в наших реалиях без него никак. Судя по политике и экономике последних лет, хорошо бы еще и китайский. А вот древнегреческий или язык давно ушедших в небытие римлян – зачем?

По личным ощущениям – латынь наряду с другими мертвыми языками входит в моду и становится чем-то вроде дорогого и редкого сувенира, которым хозяева не прочь похвастать перед гостями. Хорошо это или нет, вопрос уже совершенно иного плана. Многие, наверное, ответят: лучше все-таки изучать латынь, нежели увлекаться каким-нибудь гораздо менее полезным и не столь безопасным делом.Но, если задуматься, не все склонны называть возвращение к латыни делом безопасным, в особенности те, кто болезненно реагирует на всякое упоминание о религии и непременно отметит связь между древними языками и церковностью. Религиозность тоже входит в моду, в особенности ее всевозможная атрибутика, и если раньше, к примеру, нательный крестик потому и называли нательным, что прятали под одеждой поближе к сердцу и подальше от сторонних глаз, то теперь нередко можно наблюдать некое соревнование – у кого крест побольше, да потяжелее, да с бриллиантами.Впрочем, отчего мы говорим, что латинский, греческий и прочие языки мертвы? Они настолько органично и прочно вошли в нашу жизнь (или, точнее, не уходили из нее вовсе?), что большинство из нас не замечают и не знают даже, наследием кого мы пользуемся так привычно.Чем больше знает человек, тем более развит его интеллект. С этим вряд ли можно поспорить. Но, наверное, истинный интеллектуал самостоятельно приходит к мысли, что желает что-то изучить, будь то латынь или строение адронного коллайдера. И навязывание здесь не к месту. При этом не могу не согласиться: знание древних языков, по крайней мере в какой-то степени, очень полезно для людей, связанных не только с филологией, но и с многими иными сферами деятельности. Как же решить эту проблему? С точки зрения учителя, предметов все больше, часов все меньше, и вряд ли кому-то придет в голову пожертвовать музыкой или природоведением ради часа латыни. Главный же вопрос – кому доверить преподавание древних языков. Человека с достаточной квалификацией, несомненно, найти весьма сложно. И большой вопрос – пойдет ли этот человек в школу работать за мизерную зарплату, да еще и временами выслушивая нелестные комментарии своих коллег (тех, у кого этот час забрали). Пожалуй, одним из возможных выходов было бы привлечь к этой работе учителей-словесников. На добровольной основе. Как правило, в вузах на филологических факультетах все же даются основы знания древних языков, необходимые хотя бы для ознакомления. Не сомневаюсь, воплотить эти идеи в школе может взяться только энтузиаст, сам тяготеющий к латыни. Каких-то учебников, больше уделяющих внимание истории языка, проводящих параллели с древними языками, углубленно рассказывающих о происхождении слов, ждать едва ли приходится. Мне видится один выход – каждый учитель должен сам, в индивидуальном порядке, подбирать материал для своих занятий, включая туда те элементы латинской и греческой филологии, которые его дети в состоянии усвоить. Дело сложное, кропотливое, но благородное, потому что действительно развивает учащегося. Но здесь встает другая проблема – мотивация. На изучение действующего и популярного иностранного языка мотивировать гораздо легче (если не детей, то родителей).Пусть в меня бросят камень, но я считаю, время древних языков не прошло, скорее еще не пришло. По крайней мере, говоря об основной массе учащихся и студентов (оставим пока узкие специальности, где подобные знания необходимы и до сих пор успешно преподаются). Остается надеяться: когда-то, в светлом будущем, когда более или менее успешно решим насущные вопросы, то мы сможем заняться и латинским, и древнегреческим… При условии, что останется еще кто-то, способный этим заниматься.

Татьяна БЕРДНИК, учитель русского языка и литературы, с. Чигири, Амурская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте