Структура федеральных органов исполнительной власти – предмет постоянных обсуждений и постоянных изменений. Вспомним историю: в начале 90-х, когда новое самостоятельное российское государство только начинало строиться…
…вопросами детских садов, школ, системой начального и среднего профобразования занималось отдельное министерство. Высшей школой и наукой в 90-х занимался специальный государственный комитет – Государственный комитет по делам науки и высшей школы (ГКНВШ). ВАК в это время существовал отдельно.
Потом в ведении ГКНВШ осталась только высшая школа, а наука перешла в другое ведомство. Министерство образования продолжило заниматься тем же, чем занималось в начале 90-х, но к нему добавили ВАК. Потом Министерство образования и Госкомвуз слили воедино. Наука оставалась отдельно. Затем в 2002-м была начата административная реформа исполнительной власти – появились Министерство образования и науки, Агентство по образованию, Агентство по науке, Рособрнадзор. После долгих размышлений агентства были ликвидированы – остались только Минобрнауки, в подчинении которого образование и наука, и Рособрнадзор.
На самом деле, сказать, что какая-то конфигурация в то время давала или в будущем будет давать безусловные плюсы для развития науки или детских садов, я бы не взялся. На мой взгляд, всё зависит от наличия профессиональной команды и референтного системе образования и (или) науке лидера, который одинаково отчетливо видит и день вчерашний, и день сегодняшний, и день завтрашний. Если нет команды и нет лидеров, то какую конфигурацию ни строй, эффективного управления не получится.
Команда и лидер образовательного ведомства должны быть такими, чтобы они могли одновременно удерживать в фокусе и проблематику детских садов, и программы развития высшей школы, и реформу аспирантуры и т.д. Это по большому счету главный вопрос, который нужно иметь в виду при обсуждении любых возможных преобразований. А квадратиков, обозначающих на схеме структуры ведомства, и стрелочек, обозначающих их взаимосвязи, можно нарисовать сколько угодно. Это не сложно, потому что это абстрактные рассуждения, и у каждой схемы есть свои плюсы и минусы. Гораздо сложнее определить команду и лидеров, которые смогут эффективно работать в той или иной конфигурации органов исполнительной власти. Все эти вопросы надо учесть, если при формировании нового правительства встанет вопрос и о реформе в структуре федерального управления образованием. В противном случае получится, как в басне Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь…»
Ну, а дальше вы знаете.
Об авторе:
Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
NB! Экспертное обсуждение этой темы состоится в рубрике \”Событие недели\” в номере от 30 января 2018 г.: http://ug.ru/archive
Фото Вадима Мелешко
Комментарии