Патриотизм начинается с человека, с личности. Недаром же говорят, что под любовью к Родине подразумевают вовсе не берёзки да рябины, и даже не куст ракиты над рекой, а людей, с которыми всё это связано – родителей, друзей, знакомых, любимых, в крайнем случае (а может, наоборот, прежде всего) – самого себя. Наверное, ненависть к чужим странам и народам, как антипод патриотизма, также в конечном итоге базируется на антипатии к людям, а вовсе не на ненависти к каким-нибудь пустыням, снегам или ущельям. Но это уже тема отдельной статьи.
Собственно, именно по этой причине патриотическое воспитание всегда и везде было основано на изучении жизни, труда, подвигов и славы тех знаменитых сограждан, которые родились в том же посёлке, городе, районе, что и вы. Живёте вы, скажем, в селе Ломоносово, и с детства знаете, что именно здесь родился величайший русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов, а значит, возможно, и вы, находясь тут, как-то приобщаетесь к его гению, становитесь умнее и выше. Кто ж его знает, вдруг тут какой-то воздух особый, климат оптимальный или травы целебные, а может, просто Божья благодать пролилась на эту землю?
Не случайно, когда вы заезжаете в тот или иной город, вам начинают рассказывать, кто тут родился и чем знаменит. В Архангельске обязательно вспомнят про сказочника Семёна Писахова, в Емецке – про поэта Николая Рубцова и художника Николая Кислицкого, в Березнике – про изобретателя Михаила Андреева, в Верхневажье – про скульптора Валентина Михалёва и двукратного олимпийского чемпиона Анатолия Алябьева и так далее. При этом каждый, кто здесь родился и вырос, будет с гордостью говорить о том, что является односельчанином того-то и того-то героя.
Эффект причастности к великому сам по себе обладает великой силой. Не случайно во всём мире так любят тут и там вешать таблички, размещать мемориальные доски с напоминанием, что здесь такого-то числа проездом останавливалась такая-то знаменитость, а тут некоторое время гостил такой-то великий певец, конструктор или политик. Приезжие смотрят и завидуют местным жителям, которым повезло жить здесь в этом удивительном месте. А некоторые готовы заплатить огромные деньги, лишь бы жить в доме или квартире, которая принадлежала человеку с мировым именем. И вовсе не потому, что квартира эта гораздо больше, чем все остальные, – просто приятно быть причастным к чужой славе, ибо тогда она становится уже вроде как и не чужой вовсе…
…Одно из безусловно положительных достижений “Ломоносовского обоза” заключается в том, что на протяжение всего маршрута следования “из Холмогор в Москву” его участники не только узнают много нового и интересного о местных достопримечательностях и знаменитостях, но также помогают самим жителям этих мест не забыть о своей истории, создают ситуацию, когда какая-либо информация, которая кажется всем давно известной и неинтересной, вдруг становится востребованной и диковинной. К примеру все в Емецке знают, что в старину здесь проходила ярмарка невест – нечто вроде коллективных смотрин, в ходе которых каждый парень мог выбрать себе будущую супругу. А вот для проезжих (“обозных”) это весьма любопытная информация, из которой можно сделать какие угодно выводы о культуре и нравах наших далёких предков, особенно если учесть тот факт, что Емецк старше Москвы с её нравами, а там ни о чём подобном не слыхивали. Гостям интересно, а хозяевам приятно, и все довольны.
Правда, есть в “патриотическом краеведении” некоторый деликатный момент, о котором далеко не каждый предпочитает упоминать. Дело в том, что традиционно принято воспитывать любовь к Родине (как малой, так и большой) на положительных примерах и положительных героях, а если упоминается что-то отрицательное, то лишь в контексте героического преодоления трудностей и презрения к антигероям. Есть, скажем, в Шенкурске герои революции, гражданской, Великой Отечественной, Афганской, Чеченской и прочих войн, но что касается “плохих парней”, то о них либо умалчивают, либо говорят лишь, что они портили жизнь “хорошим парням”, а потому были гадами.
Но ведь и они тоже были родом отсюда… И они точно так же имеют право называться героями, может быть, и со знаком минус. Хотя, как мы знаем, в истории нет правых и неправых, каждый воевал за свою правду и отдавал жизнь за ту истину, которую считал непреклонной. И если 90 лет назад в том же Шенкурском районе одни русские люди воевали с другими русскими людьми, то вовсе не факт, что герои были лишь с одной стороны.
Если верить писателю Борису Акунину, в Японии умеют очень уважительно относиться к сильным людям, неважно, друг он или враг. Потому что оценка личностных качеств человека (“смелый, отважный, упорный, непримиримый, умный, преданный” и т.д.), которыми мы восхищаемся, лежит вне нравственных категорий. То есть уважать можно не только “хороших”, но и “плохих” людей, тем более что в истории сплошь и рядом примеры, когда вчерашних героев мешают с грязью, потом опять возвеличивают, затем снова обливают помоями и опять отмывают.
Конечно, Япония – другая страна и у неё другая культура. А мы привыкли если уж хвалить, то всенародно, а если уж охаивать, то всем миром. То превозносили подвиги революционеров и кляли подлых белогвардейцев, а то вдруг вспомнили, что Колчак, Юденич, Деникин – патриоты, каких мало, а многие из сторонников Ленина, наоборот, оказались врагами народа не по приговору Сталина, а по смыслу формулировки.
Может быть, стоит просто сказать – да, в нашем роду и среди наших земляков были и такие и сякие, возможно, их действия можно расценивать и как геройство, и как предательство, но всё-таки это были сильные люди, и мы вправе гордиться тем, что живём на одной земле с ними. А если кому-то всё-таки не нравится то, что они делали, так то в прошлом, а мы же живые, разумные, и сами вправе решать, какой путь выбрать и какими деяниями запечатлеть своё имя в истории. Во всяком случае, человек, способный на поступок, это всегда лучше человека, который не способен ни на что.
Может быть, именно об этом и стоит говорить детям, воспитывая патриотизм на краеведческом материале?
Фото автора
Комментарии