В Нижнем Новгороде чрезвычайное происшествие. В ночь на субботу, накануне дня, когда по всей стране начинается запись будущих первоклассников, в живой очереди из родителей (в основном пап и дедушек), мечтающих устроить своих детей и внуков..
..в школу №186, пострадал мужчина. По словам самого потерпевшего, он был избит до потери сознания одним из таких же очередников.
Если строго придерживаться фактов, то инцидент произошел не в самой очереди, а в подъезде расположенного поблизости от школы дома, куда мужчины, потерпевший и подозреваемый в нападении, отошли, видимо, для разборки, а может быть, просто погреться (в эту ночь был ощутимый мороз). Вернулся в очередь потерпевший уже избитым и через пару минут потерял сознание – это засвидетельствовали многие. Пока правоохранительные органы разбираются, ищут свидетелей ЧП и собирают с них показания, товарищ потерпевшего разместил в своем блоге гневный текст под заголовком \”Люди озверели\”. Текст получил широкий резонанс среди нижегородцев. Поскольку замять происшествие не удалось, администрация Нижнего Новгорода распространила в СМИ комментарий по факту избиения мужчины.
Подчеркнув, что случившееся носит трагический характер, и выразив надежду на то, что правоохранительные органы установят виновных, чиновники особо отметили, что администрации школ Нижнего Новгорода не являются организаторами очередей в первые классы. Эта инициатива исходит от самих родителей. «Департамент образования в очередной раз подчеркивает, что прием в первые классы осуществляется в соответствии приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №32. В документе прописано, что прием заявлений для проживающих на закрепленной территории начинается с 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для удобства родителей подать заявление на зачисление ребенка в первый класс можно в электронном виде на сайте школы, относящейся к их микроучастку, а позднее предоставить оригиналы документов непосредственно в школу», – заявили в горадминистрации.
В комментарии подчеркнули, что ежегодно руководители школ на собраниях просят родителей воздержаться от создания живых очередей у стен школ. «Однако из года в год находятся родители, которые игнорируют просьбы и предпочитают действовать «проверенным» способом, которым с ними делятся их знакомые, соседи, участники интернет-форумов и дискуссий в социальных сетях». Департамент образования предупредил родителей, что составленные в ночных очередях списки никакой юридической силы не имеют и не являются гарантией поступления ребенка в первый класс.
«Департамент образования настоятельно рекомендует не поддаваться ажиотажу, подавать заявление на зачисление ребенка в первый класс электронным способом через сайт или собственноручно в определенное для этого время», – призвали в горадминистрации.
Итак, власть не виновата. Виноваты родители, их невоспитанность и дикие нравы. Зададим тогда другой вопрос: почему родители первоклассников не верят руководителям школ и чиновникам, почему из года в год все больше поддаются ажиотажу? Наверное, потому что проблема носит системный характер. Во-первых, несмотря на предпринимаемые меры, до сих пор имеет место коррупция. Из года в год просочиться вне очереди (живой и электронной) у части родителей все-таки получается. Интересно, что родители-счастливчики и не думают скрывать свой успех, сами делятся эффективными\”способами\” с теми, кому еще предстоит штурмовать пороги вожделенных образовательных организаций. Кому-то помогают связи с представителями исполнительной и законодательной власти, другим оказывают содействие лица, приближенные к руководству школ (чаще всего не учителя, а другие сотрудники). Немало и тех, кто попадает в желанное учреждение при помощи круглой суммы (они тоже называются и обсуждаются). Признаниям бывалых родителей доверяют гораздо больше, чем официальным заявлениям – такова российская традиция. Поэтому каждый год родители повторяют попытки собственными методами (это самоуправление в чистом виде) наладить честный прием в школы, восстановить попираемую \”блатными\” и \”богатенькими\” справедливость.
Образовательные организации (речь только о тех, вокруг которых ажиотаж) обычно набирают заявленное количество первоклассников, придерживаясь составленного в феврале списка, а летом или организуют, если есть возможность, дополнительный класс для принятых по \”особому\” списку, или добирают \”своих\” и \”наших\” в уже сформированные классы. В итоге количество учащихся в начальных и средних классах престижных школ превышает все существующие нормы.
Современных родителей не нужно уговаривать вставать в электронные очереди – удобство их понятно каждому. Причина небольшой популярности электронных очередей в том, что они непрозрачны – их невозможно проконтролировать.
Но все вышеназванное относится, скорее, к последствиям, чем к причинам создавшейся ситуации. Условия для возникновения живых очередей создает сама действительность. В Нижнем, как наверное и в других городах, всего несколько школ пользуются повышенным спросом. А желающих дать детям хорошие стартовые условия (а хорошая школа – это, по мнению многих, хороший старт) гораздо больше, чем могут принять престижные школы. Региональная и особенно городская администрация предпринимает определенные усилия по повышению статуса остальных школ. Но в условиях ограниченного бюджетом финансирования сделать удается немногое. Можно оснастить школы оборудованием, но среду в одночасье не изменишь. В массовых школах иная атмосфера, другие \”нравы и обычаи\” – их-то и боятся и стараются избежать многие родители, готовые пойти на все ради любимых чад (и на очереди ночью, и на взносы). Здесь нужна многолетняя работа – причем не формальная, а настоящая, подлинная. Кроме того, главная проблема – нехватка высококвалифицированных кадров – тоже пока остается нерешенной. Речь не о категориях, которые получают и подтверждают учителя, а скорее о культурном уровне педагогов, об их умении и желании осваивать новое, навыках их работы с самыми разными детьми, включая одаренных. Такие учителя есть в каждой школе, но речь идет об их количестве. В престижных школах их все-таки больше. Они получают ту же зарплату, что и их коллеги в других школах, но доходы их значительно выше. Премии платит не начальство. Основными дивидендами педагогов школ повышенного статуса является репетиторство. В престижных школах учатся дети имущих граждан. Цены на услуги тоже отличаются от обычных, среднестатистических. Как ни крути, но среднемесячный заработок учителей престижной школы объективно выше,чем у коллег, работающих в массовых школах. Поэтому у этих педагогов и более высокий социальный статус. Они и чувствуют себя более уверенно и защищенно, и держатся более свободно, и нередко даже выглядят лучше. Таким учителям родители охотнее доверяют детей, и это их законное право. Почему они должны, как крепостные, учить детей лишь в той школе, которая расположена рядом с их домом? Не нарушает ли это прав детей и взрослых?
Может власти стоит хорошенько подумать, почему родители будущих первоклассников оформляют временную прописку на микроучастке элитной школы и стоят на морозе в очереди по три дня и ночи? Может, стоит спросить с себя, а не с недоверчивых родителей? Явно, что они идут на подлог и подвиг не от хорошей жизни.
Комментарии