Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вера Кострова, Нижний Новгород: Почему культурный уровень наших выпускников падает год от года, а не растет?.

Дата: 14 ноября 2015, 09:27
Автор:

Спросите сами и убедитесь, что кроме «Лебединого озера» выпускники не назовут вам ни одного балета. От оперы большинство наших школьников мутит и корчит, от серьезной музыки «колбасит», названия архитектурных стилей вызывают зевоту.

Наверное, вы думаете, что таких школ единицы или что они особые, специальные? Ошибаетесь. Изобразительное искусство и музыку изучают ровно 10 лет во всех государственных школах Литвы – предметы входят в обязательную программу. В старших классах (в Литве 12-летнее обучение) происходит специализация: ученики выбирают углубленное изучение одного из четырех направлений – музыку, изобразительное искусство, театр или танец. Углубленное изучение предполагает знакомство с теорией, историей того или иного вида искусства и, разумеется, практику. Выпускник 12-го класса может выбрать одну из двух форм аттестации: зачет (участие в творческом проекте или сдача индивидуальной творческой работы) или экзамен. Его выбирают те, кто далее собирается учиться по выбранному в школе профилю: например, по специальности дизайн, архитектура, исполнительское или дирижерское искусство, режиссура или актерское мастерство. Но даже если выпускник выбирает специальность, далекую от искусства, зачет он сдает со всей серьезностью – это государственная аттестация, а не факультатив, которым можно манкировать.

Я спрашивала литовских выпускников о том, как они, будучи школьниками, относились к этим урокам, не хотелось ли им, чтобы их убрали из программы? В ответ слышала почти одно и то же: «Нам нравились эти уроки, нравилось то, что мы на них делали».

Представляю, как удивятся, узнав об этом, наши учителя музыки и рисования: им и не снилось такого трепетного отношения к предмету. В российской школе их уроки – необязательный десерт, а без десерта, как известно, можно и прожить. Тем более, что для гурманов есть система дополнительного образования: если желаете, вам туда.

Но согласитесь, есть разница между основной программой и дополнением. Если государство относится к искусству как к приятному, но несущественному десерту, стоит ли удивляться, что и школьники в большинстве своем воспринимают его как нечто совершенно несерьезное.

Вы возразите: зато у нас музеи, каких нет ни в одной из стран Прибалтики. Зато у нас выдающаяся исполнительская школа и балет, которому нет равных в мире. Да, все так. Но что толку в музеях, театрах и консерваториях, если наш выпускник не отличит Шишкина от Репина, Микеланджело от Рубенса, симфонию от концерта. Не верите? Спросите сами и убедитесь, что кроме «Лебединого озера» выпускники не назовут вам ни одного балета. От оперы большинство наших школьников мутит и корчит, от серьезной музыки «колбасит», названия архитектурных стилей вызывают зевоту. О том, чтобы любой выпускник российской средней школы мог спеть по нотам даже с детства знакомую мелодию, и помыслить нельзя. Какие ноты? Зачем они нам?

Пусть Европа распевает, пусть Азия ей подтягивает – к сведению: в Китае и Японии, так же, как и в Германии, уроки музыки обязательны вплоть до старших классов. А мы будем развивать мускулы и воспитывать патриотизм. Почему-то эта почетная миссия в школах все чаще поручается офицерам запаса, наверное, потому что наши руководители считают, что иначе чем с оружием в руках любить родину невозможно.

Я не передергиваю, не утрирую. Да, есть дети, которым родители дали музыкальное образование, которых познакомили с мировым изобразительным искусством. Слава Богу, что не перевелись еще такие семьи. Вы скажете, есть предмет МХК. Да, есть. И введен в школах довольно давно, и программа по МХК Даниловой, говорят, вполне хороша, во всяком случае приемлема.

Но тогда скажите, почему так низок КПД этого предмета? Почему культурный уровень наших выпускников падает год от года, а не растет? Может быть, все зависит от культурного уровня самих учителей, от степени их методической подготовленности и увлеченности предметом? Вот с этим дело обстоит не везде хорошо.

Сейчас от учителей требуют переписывать рабочие программы в соответствии с требованиями новых ФГОС. Как правило, среди учителей находятся смельчаки, не боящиеся перекраивать старые программы на новый лад. Все остальные с облегчением просто переписывают их, внося минимальные индивидуальные изменения. Один из таких «переделанных» документов я нашла в открытом источнике. Вот лишь небольшая его часть:

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию изучения курса «Мир и человек в искусстве» (7-8 класс) ученик

Должен знать:

– основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.

– особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;

– основные черты идеала человека народов мира;

– образ защитника Отечества, человека в мире природы;

– особенности человека нового времени;

– актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

Должен уметь:

– выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

– давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;

– формулировать собственную оценку изучаемого произведения.

Должен владеть навыками:

– отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

– монологического связного воспроизведения информации;

– выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

– презентации собственных суждений, сообщений;

– сценической, выставочной, игровой деятельности;

– толерантного восприятия различных точек зрения.

Я не знаю, как у вас, дорогие читатели, а у меня от этих «должен» закружилась голова. Мне стало стыдно при мысли, что я недостаточно владею навыком «выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях»? Во всяком случае я не уверена в своем навыке. Но я люблю музыку и получаю огромное удовольствие от созерцания красоты, будь то реальный или живописный пейзаж, портрет или натюрморт, барельеф или скульптура, храм или дворец. И танец тоже дарит мне радость.

Для чего нужна в школе музыка? Зачем учить ребенка петь, рисовать и танцевать, разбираться в живописи? Не для презентации «собственных суждений», не для «монологически связного воспроизведения информации» и даже не для поступления в желанный вуз. Все это нужно лишь для того, чтобы повзрослев, он стал счастливее, чтобы увидел мир во всех его разнообразных красках и полюбил жизнь. Я уверена, что такой человек не захочет разрушать красоту и сознательно причинять страдания другому человеку.

Помните строки из песни Окуджавы? «А душа, уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она»…

Раньше, до революции, говорили очень просто и определенно: «Искусство призвано служить смягчению нравов». Все знали, что без него человек может одичать и превратиться в животное. Неужели сегодня об этом забыли?

…А знаете ли вы, что есть на земле школы, в которых «изо» и «музо» изучают до выпускного класса?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt