search
main
0

Вера Кострова, Нижний Новгород: Нужны ли школе эмоции?.

Тяжело педагогам дается сдержанность. А некоторые и не сдерживаются… Выпускница престижного лицея рассказала, что учитель английского кричала на их группу: «Вы все – идиЁты!», а математик констатировал: «У вас только одни многочлены на уме!»

Я, конечно, несколько не ко времени это пишу, но что поделать – материал накопился. Начала я его собирать после того, как одна наша читательница – моя знакомая – после прочтения «Взгляда» Натальи Яковлевой про конфликт учителя и ученика попросила меня обратить внимание на старую, но не изжитую до сих пор проблему. Сформулировать ее можно в двух словах: учитель и эмоции.

Всем известно, что учитель без эмоций – плохой учитель, он похож на робота и неинтересен детям. Вспомните себя в школьные годы. Наверное, в первую очередь на память придут педагоги, которые открыто и недвусмысленно выражали свое одобрение и порицание, восторг и презрение. И понятно почему. Воспитывают именно эмоции. Ребенок, даже самый маленький, знает, что если мама улыбается и говорит ласково – значит, он делает хорошо и правильно. Если хмурит брови и переходит в другой голосовой регистр – значит, что-то не так. Лицо внимательного и любящего взрослого – не что иное, как зеркало, в которое смотрит ребенок. В школе, особенно в начальной, дети так же чутко реагируют на эмоциональное состояние учителя, потому что они так же, как от родителей, ждут от своих педагогов похвал и одобрения. С этими же ожиданиями переходят в среднее звено, и лишь спустя некоторое время делают неожиданное открытие: они сами, их слова и поступки далеко не всегда интересны учителю. Оказывается, у учителей своя, совершенно автономная жизнь, и их \”отражательные\” способности утрачиваются по мере взросления учеников. Дистанция между учениками и учителями с годами как бы увеличивается. И это нормально. Ненормально, когда педагог в старшем звене продолжает вести себя так, как в младшем.

Примеров такого поведения я услышала несколько. Вот история Ирины Б., которая училась с 1978 по 1988 год в одной из лучших школ своего города:

\”Наша классная (она вела у нас физику) имела инквизиторский обычай: она ставила провинившегося перед всем классом и заставляла всех по очереди выступать с обличительной речью. Мне в те моменты хотелось оказаться на месте обвиняемого, потому что ему следовало просто стоять молча, нам же приходилось вымучивать гневную речь, причем повторяться нельзя было. Я обычно вставала, краснела и молчала, якобы мучительно подбирая слова. Тогда классная начинала ругать меня за равнодушие, которое страшнее всех грехов. Был у нее еще один пунктик. Она \”трепетно\” относилась к нашему внешнему виду. Бывало, отвечаешь у доски, она слушает-слушает, потом подойдет, проведет рукой ниже пояса и громким шепотом прошипит: \”Почему без рейтузиков пришла?\” В краску вгонит, да еще и домой отправит переодеваться. А еще она дежурила по утрам у входа и заставляла снимать кольца и сережки, а накрашенных девочек отправляла умываться. Девочек, которые с мальчиками дружили, заставляла приносить справки от гинеколога…\”

Такая вот грустная и поучительная история. Но и финал ее тоже заставляет о многом задуматься. Ирина Б. закончила свой рассказ такими словами: \”Зато физику в нашем классе знали даже двоечники…\”

Елена С. рассказала, как ее учительница русского языка и литературы и классная руководительница выплескивали свой гнев во время уроков. Сегодня, спустя почти тридцать лет, Елена с улыбкой вспоминает о том, что педагог себе позволяла в жестах и высказываниях, но тогда ей было не до смеха: \”Классная била нас по голове указкой и всячески грубо обзывала: дураками, полудурками, сволочами и идиотами\”. И добавляет: \”Не факт, что эти меры не оказались действенными, так как из нашего класса вышло много гуманитариев\”.

О том, какие слова находили учителя для выражения своего гнева, праведного и беспощадного, стоило бы написать отдельную статью. Или даже посвятить этой теме специальное исследование. Например, учительница химии одной из школ обзывала нерадивых учеников \”собакой страшной\”. Когда она подбегала к чьей-нибудь парте, сидящие за ней торопливо прятали учебники и тетради, потому как иначе бы все было забрызгано слюной… Учительница математики, работавшая в школе четверть века назад, называла своих учеников \”чурки – пеньки с глазами\” и еще добавляла: \”Бывают дураки в клеточку, бывают в полосочку, а вы сплошные…\” И вот неожиданный результат такого красноречия – математику в той школе тоже знали все.

\”Глупые, недоумки, придурки, идиоты\” – такое можно было услышать в рассказах многих моих респондентов. Лишь некоторые учителя отличались оригинальностью. Например, учительница немецкого языка в одной из школ в порыве гнева добавляла к фамилии обращение «геноссе» (товарищ), а в качестве самой свирепой оценки употребляла слово «болото».

Зато нередко учителя пророчествовали: \”Вырастешь – точно попадешь в тюрьму\”, \”Быть тебе на зоне\”, \”Точно станешь бандитом\”, \”Кроме лопаты и метлы тебе ничего не доверят\”. О таких прогнозах в свой адрес мне рассказывали сегодняшние бизнесмены, руководители производства и даже ученые. Воистину, нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…

Очень часто, как показал мой опрос, учителя прибегали не к грубости, не к прямым оскорблениям, а к длинным и занудным нотациям, проповедям. Стыдить и увещевать нерадивых учеников было обычным делом в советской и постсоветской школе. Ученик, которому посвящалось пол-урока, был готов выполнять ненавистные домашние задания, лишь бы не быть в дальнейшем героем заунывной речи. Имело ли это эффект? Несомненно.

Все эти реалии уходят в прошлое. Для кого-то к счастью, для кого-то к сожалению. На смену приходит вынужденная дистанция (или даже отстраненность) и вымученная терпимость ко всему. Из бесед со многими учителями знаю, как тяжело педагогам дается сдержанность. А некоторые не сдерживаются до сих пор. Например, выпускница одного очень престижного лицея, притом выпускница нынешнего года, рассказала, что учитель литературы называла учеников \”людьми с синдромом Петрушки\”, англичанка кричала на их группу: \”Вы все – идиЁты!\”, а математик говорил, что \”у вас только одни многочлены на уме\”. Весь класс моей юной собеседницы поступил в хорошие вузы, притом на бюджетные места.

Так может, подождать с равнодушием?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте