Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Одаренные дети

Валентина ТРЕТЬЯКОВА: За кажущейся быстротечностью 45‑минутного урока – вечность

Учительская газета, №11 от 17 марта 2020. Читать номер
Автор:

Валентина Третьякова, ставшая в этом году абсолютным победителем VIII Республиканского открытого профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Серебряный пеликан»-2020, родилась и выросла в Ленском улусе, в селе Беченча, в многодетной семье. Окончив Беченчинскую среднюю школу, поступила в Саха государственную педагогическую академию на филологический факультет, а окончив педагогический вуз с отличием, уехала в город Среднеколымск работать учителем русского языка и литературы. Эта изящная якутская девушка настолько поражает обаянием, скромностью и деликатностью, что сразу веришь ее словам о том, что ученики всегда могут обратиться к ней за помощью. Мы побеседовали с Валентиной о ее мастер-классе на «Серебряном пеликане», о главной педагогической идее и о том, как осмыслить концепцию художественного произведения через афишу.

– Валентина, поздравляю вас с победой в этом престижном конкурсе! Скажите, как вы пришли к идее отправить на конкурс заявку, какова была ваша мотивация?

– На конкурсы профессионального мастерства попадают двумя путями. Первый путь, когда инициатива идет «снизу» и учитель сам хочет участвовать в конкурсе, и второй – когда инициатива идет «сверху», то есть администрация предлагает учителю принять участие. В большинстве случаев бывает так, что учителю предложение поступает «сверху», предлагают принять участие в каком-то конкурсе, и в моем случае было так, что мне предложили, я взяла буквально несколько часов на обдумывание и согласилась.

– Каковы же были сомнения?

– Конкурс – это всегда большая работа. Мне нужно было подготовиться, я находилась у себя в родном городе и была полностью погружена в работу. Нужно было вырваться из привычной колеи и настроиться на новый лад, поэтому я и раздумывала, прежде чем согласиться.

– Вы рассчитывали на победу?

– Если честно, нет. Я понимала, что могу занять определенное место, возможно, в пятерке и тройке, но не думала, что выиграю. Я в принципе не зацикливалась на победе, важно было общение, само действо.

– Как вы думаете, чем на фоне многочисленных мастер-классов «Серебряного пеликана» выделялся ваш?

– Мне очень нравится форма мастер-класса. Это хорошее пространство для учителя, где он может продемонстрировать профессиональные умения. Я увидела несколько мастер-классов – некоторые в прямой трансляции, на некоторых присутствовала лично. Чем отличался мой мастер-класс? Изначально я поставила цель – донести определенные предметные умения, показать, как я использую определенный прием. Мой мастер-класс отличался тем, что я вступила в диалог с аудиторией, была активная реакция участников и экспертов; мне показалось, что это был выигрышный момент. Я старалась сделать свой мастер-класс максимально понятным, чтобы он был интересен и математику, и географу. Все-таки если мы работаем с детьми, и в уроке, и в мастер-классе должна сохраняться какая-то доля увлекательности. Мне важно было сохранить эту увлекательность, сделать так, чтобы у слушателей загорелись глаза. Тема моего мастер-класса была «Определение концепции литературного произведения». Определение сути и выражение концепции в графическом виде. Я выбрала произведение Михаила Булгакова «Иван Васильевич», по которому был снят фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», и мы работали по афише этого произведения с фокус-группой, они должны были разглядеть концепцию в афише фильма. Я взяла три достаточно популярные афиши: советскую и экспортные. Задания я подготовила достаточно несложные, чтобы не испугать фокус-группу. Затем они должны были составить афиши к сказкам «Колобок» и «Теремок». Мне кажется, им удалось, они поняли, что через афишу можно определить суть литературного произведения.

– А как бы вы определили свою главную педагогическую идею?

– Мне хочется, чтобы ученик, ребенок, которого я учу, все делал осознанно, чтобы это не было рутиной, простым списком уроков в дневнике, чтобы это был искренний порыв человеческой души понять новое, оставить у себя в сердце. Как учитель русского языка и литературы я несу такую идею.

– Как принимали вас члены жюри? Задавали ли какие-то провокационные вопросы? Волновались ли вы?

– Да, я достаточно сильно волновалась. Было задано много вопросов, в том числе и провокационных. Например, меня спросили, не слишком ли я увлекаюсь внешними приемами. Но определение концепции литературного произведения должно мотивировать ребенка к дальнейшему его изучению, и поэтому все ходы, которые я включила в мастер-класс, мне показались оправданными. Сейчас, конечно, я вижу свои ошибки, которые заключались, например, в тематической разнородности материала.

– После мастер-класса, когда у каждого из участников была возможность проконсультироваться с одним экспертом, вы отправились к Андрею Барашеву, победителю конкурса «Учитель года»-2016. Почему вы выбрали именно его и какие советы он вам дал?

– Барашев – учитель русского языка и литературы, я сразу обратилась к нему, надеясь, что мы найдем общий язык. Андрей Хугасович дал мне предельно конкретные советы по мастер-классу – что нужно исправить, что дополнить, я поняла, что нужна однородность, что одна тема должна проходить красной нитью.

– Валентина, а вы с детства мечтали стать учителем?

– В детстве, как многие девочки, я мечтала стать учителем, но затем это желание немного отошло. Меня больше интересовала филология, и до определенного возраста я не планировала связать с учительством свою жизнь, не задумывалась, какая будет специальность. Мне важно было просто заниматься своими любимыми предметами – русским языком, литературой. И когда я поступила в педагогический вуз, даже с некоторым удивлением обнаружила, что эта профессия очень мне подходит по моим личным качествам.

– Что для вас профессия учителя?

– Возможность общаться с детьми и узнавать для себя что-то новое. Ведь за кажущейся быстротечностью 45 минут скрывается что-то очень большое, мы видим вечность. Учитель на каждом уроке ищет смысл, то, для чего мы это делаем. И мне кажется, что учитель справился со своей работой, если ребенок потом вспоминает его уроки, понимает, что первые простые истины жизни впитывал со школьными знаниями.

– И удается ли достичь таких целей? Как складываются у вас отношения с учениками?

– Я люблю своих учеников, охотно с ними общаюсь, с радостью иду на работу. Наверное, потому что я вижу в них не только учеников, но личностей, они подходят ко мне после урока, мы можем поговорить абсолютно обо всем. Дети могут поделиться любой проблемой, которая их беспокоит. Всегда стараюсь сначала услышать ребенка. Все-таки в учительской профессии есть такая презумпция, что учитель всегда прав. Мне кажется, учитель и ученик должны находиться на равных. Только тогда мы сможем достигнуть диалога, если ребенок будет понимать, что все взрослые разговаривают с ним на одном уровне, лицом к лицу.

Верхневилюйск, Республика Якутия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt