search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Вадим Мелешко, Москва: Педагог, подросток и… протест.

Как только по стране прокатывается волна митингов и протестных мероприятий, как только выясняется, что активное участие в них приняли несовершеннолетние, сразу же в обществе возникают два вопроса – куда смотрит семья и почему школа ничего не делает.

Доходит до абсурда: учителей и директоров могут наказать за то, что их учеников кто-то видел в толпе протестующих. Из этого, якобы, следует закономерный вывод – плохо у вас поставлена воспитательная работа, господа педагоги, да и с родителями вы, очевидно, совсем не взаимодействуете! В хороших школах ученики по митингам не шляются и народ не мутят, они заняты совсем другими, общественно полезными делами, а если у вас такие шустрики завелись, значит, вы не самая хорошая образовательная организация, со всеми вытекающими. А может, вы вообще с заодно с “протестантами”, может, вы тоже были на том самом митинге, подстрекали или поощряли тех, кто туда ходил?!

Конечно же, попытки всегда и везде обвинять школу и учителей в чем только можно, абсолютно деструктивны, ибо превращают педагогов и директоров в затравленных и закомплексованных существ, которые либо безропотно соглашаются со всеми претензиями, либо агрессивно защищаются, категорически отрицая любые “наезды” на них. И это тем более плохо, ибо позволяет кому угодно перекладывать ответственность с больной головы на здоровую, забалтывая истинные причины происходящего. Мол, если в обществе зреет недовольство по совершенно разным поводам, то виноваты в этом не СМИ, не власти, не политики и чиновники, а учителя, конечно же!..

Однако тут есть один момент, над которым стоит крепко задуматься.

В свое время я задавал самым разным людям очень простой вопрос: если бы ваш ребенок, находясь в общественном месте, в вашем присутствии совершил по отношению к кому-либо что-то очень нехорошее, что бы вы стали делать? Оказалось, вариантов ответов довольно много. Одни сказали, что постарались бы не начинать выяснять отношения, а как можно быстрее изъять ребенка из толпы, увести его домой, и уже потом устроить ему “разбор полетов”. Другие предпочли бы не отступать, а остались бы на месте и стали бы защищать его от любых нападок, неважно, правильно ли он поступил или гадко, потому что “это же мой ребенок, я обязан его защищать!” Третьи тут же приняли сторону обиженных их же дитятей граждан и прилюдно всыпали бы ему хорошенько, потому что главное – это справедливость. Четвертые, как ни странно, заняли бы нейтральную позицию, дескать, мой ребенок уже взрослый и самостоятельный, он должен понимать, что делает, и нести за это ответственность, а я посмотрю, как он будет выкручиваться. И так далее.

По большому счету, классный руководитель для учеников – это в идеале такой же родитель, как и папа с мамой, он пользуется не меньшим уважением и авторитетом у ребят. Но вот тут как раз и давайте озадачимся очевидным – а что вообще должны делать родители, если они точно знают о неистребимом желании своих детей посвятить выходной день не занятию спортом или отдыху на природе, а торжественным шествиям по улицам и выкрикиванию возмущенных лозунгов?

Если родители считают это совершенно нормальным и даже очень благородным порывом, то либо с радостью отпустят их на доброе дело, либо пойдут с ними вместе, потому что это ведь так здорово, когда семья едина в помыслах и поступках!

Но если позиция родителей относительно данного мероприятия принципиально расходится с таковой у их детей, то что будут делать в таком случае папы и мамы, бабушки и дедушки? Оказывается, они поступят точно так же, как в описанном выше примере, то есть совершенно по-разному. Кто-то пойдет со своим ребенком на митинг, несмотря на то, что категорически не поддерживает взгляды его организаторов. И пойдет ровно для того, чтобы в нужный момент если возникнет опасность, увести, утащить, заслонить собой “племя молодое, неразумное”. Кто-то разделит компанию со своими детьми, но только чтобы, находясь постоянно рядом, иметь возможность влиять на их сознание, не потерять связь с реальностью и не дать им превратиться в часть тупого стада, будет переводить смысл чужих слов и пересказывать суть кичливых лозунгов. Кто-то пойдет следом и, если увидит, что его ребенок распускает руки, сам же его накажет, по принципу Тараса Бульбы. В крайнем случае, выступит свидетелем и расскажет все именно так, как было, никого не выгораживая. А кто-то останется дома, горько сетуя на современную молодежь или приговаривая: “Если тебе там проломят голову дубинкой, можешь домой не приходить!”

К чему я веду? Классный руководитель, если для него этот статус не пустой звук, вряд ли останется бездеятельно безучастным, зная, что вот в этот самый момент где-то начинается протестный митинг, в котором принимают участие его ученики. И его вряд ли остановят предостережения коллег, дескать, не твое это дело, сиди дома, пусть об этом голова болит у родителей тех детей, тебе-то что, дождешься, узнает начальство – уволят из школы! Он пойдет туда и будет рядом, чтобы в нужную минуту защитить и помочь. Это нормальная реакция человека, которому небезразлична судьба его детей.

Поэтому, дорогие граждане, не осуждайте огульно тех педагогов, которые по каким-то причинам оказались вместе со своими учениками в оппозиционных рядах на улицах и площадях городов. Ведь совершенно очевидно: если в рядах демонстрантов и митингующих так много подростков, где-то рядом обязательно должны быть те, кто несет за них ответственность и кому небезразлична их судьба.

Продолжение темы – в статье доктора психологических наук, профессора, академика РАО Александра Асмолова в завтрашнем номере \”Учительской газеты\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте