Как только по стране прокатывается волна митингов и протестных мероприятий, как только выясняется, что активное участие в них приняли несовершеннолетние, сразу же в обществе возникают два вопроса – куда смотрит семья и почему школа ничего не делает.
Доходит до абсурда: учителей и директоров могут наказать за то, что их учеников кто-то видел в толпе протестующих. Из этого, якобы, следует закономерный вывод – плохо у вас поставлена воспитательная работа, господа педагоги, да и с родителями вы, очевидно, совсем не взаимодействуете! В хороших школах ученики по митингам не шляются и народ не мутят, они заняты совсем другими, общественно полезными делами, а если у вас такие шустрики завелись, значит, вы не самая хорошая образовательная организация, со всеми вытекающими. А может, вы вообще с заодно с “протестантами”, может, вы тоже были на том самом митинге, подстрекали или поощряли тех, кто туда ходил?!
Конечно же, попытки всегда и везде обвинять школу и учителей в чем только можно, абсолютно деструктивны, ибо превращают педагогов и директоров в затравленных и закомплексованных существ, которые либо безропотно соглашаются со всеми претензиями, либо агрессивно защищаются, категорически отрицая любые “наезды” на них. И это тем более плохо, ибо позволяет кому угодно перекладывать ответственность с больной головы на здоровую, забалтывая истинные причины происходящего. Мол, если в обществе зреет недовольство по совершенно разным поводам, то виноваты в этом не СМИ, не власти, не политики и чиновники, а учителя, конечно же!..
Однако тут есть один момент, над которым стоит крепко задуматься.
В свое время я задавал самым разным людям очень простой вопрос: если бы ваш ребенок, находясь в общественном месте, в вашем присутствии совершил по отношению к кому-либо что-то очень нехорошее, что бы вы стали делать? Оказалось, вариантов ответов довольно много. Одни сказали, что постарались бы не начинать выяснять отношения, а как можно быстрее изъять ребенка из толпы, увести его домой, и уже потом устроить ему “разбор полетов”. Другие предпочли бы не отступать, а остались бы на месте и стали бы защищать его от любых нападок, неважно, правильно ли он поступил или гадко, потому что “это же мой ребенок, я обязан его защищать!” Третьи тут же приняли сторону обиженных их же дитятей граждан и прилюдно всыпали бы ему хорошенько, потому что главное – это справедливость. Четвертые, как ни странно, заняли бы нейтральную позицию, дескать, мой ребенок уже взрослый и самостоятельный, он должен понимать, что делает, и нести за это ответственность, а я посмотрю, как он будет выкручиваться. И так далее.
По большому счету, классный руководитель для учеников – это в идеале такой же родитель, как и папа с мамой, он пользуется не меньшим уважением и авторитетом у ребят. Но вот тут как раз и давайте озадачимся очевидным – а что вообще должны делать родители, если они точно знают о неистребимом желании своих детей посвятить выходной день не занятию спортом или отдыху на природе, а торжественным шествиям по улицам и выкрикиванию возмущенных лозунгов?
Если родители считают это совершенно нормальным и даже очень благородным порывом, то либо с радостью отпустят их на доброе дело, либо пойдут с ними вместе, потому что это ведь так здорово, когда семья едина в помыслах и поступках!
Но если позиция родителей относительно данного мероприятия принципиально расходится с таковой у их детей, то что будут делать в таком случае папы и мамы, бабушки и дедушки? Оказывается, они поступят точно так же, как в описанном выше примере, то есть совершенно по-разному. Кто-то пойдет со своим ребенком на митинг, несмотря на то, что категорически не поддерживает взгляды его организаторов. И пойдет ровно для того, чтобы в нужный момент если возникнет опасность, увести, утащить, заслонить собой “племя молодое, неразумное”. Кто-то разделит компанию со своими детьми, но только чтобы, находясь постоянно рядом, иметь возможность влиять на их сознание, не потерять связь с реальностью и не дать им превратиться в часть тупого стада, будет переводить смысл чужих слов и пересказывать суть кичливых лозунгов. Кто-то пойдет следом и, если увидит, что его ребенок распускает руки, сам же его накажет, по принципу Тараса Бульбы. В крайнем случае, выступит свидетелем и расскажет все именно так, как было, никого не выгораживая. А кто-то останется дома, горько сетуя на современную молодежь или приговаривая: “Если тебе там проломят голову дубинкой, можешь домой не приходить!”
К чему я веду? Классный руководитель, если для него этот статус не пустой звук, вряд ли останется бездеятельно безучастным, зная, что вот в этот самый момент где-то начинается протестный митинг, в котором принимают участие его ученики. И его вряд ли остановят предостережения коллег, дескать, не твое это дело, сиди дома, пусть об этом голова болит у родителей тех детей, тебе-то что, дождешься, узнает начальство – уволят из школы! Он пойдет туда и будет рядом, чтобы в нужную минуту защитить и помочь. Это нормальная реакция человека, которому небезразлична судьба его детей.
Поэтому, дорогие граждане, не осуждайте огульно тех педагогов, которые по каким-то причинам оказались вместе со своими учениками в оппозиционных рядах на улицах и площадях городов. Ведь совершенно очевидно: если в рядах демонстрантов и митингующих так много подростков, где-то рядом обязательно должны быть те, кто несет за них ответственность и кому небезразлична их судьба.
Продолжение темы – в статье доктора психологических наук, профессора, академика РАО Александра Асмолова в завтрашнем номере \”Учительской газеты\”.
Комментарии