Восьмого июня пресс-служба департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области сообщила о выявленных нарушениях во время проведения единого государственного экзамена по математике. Среди 12735 сдававших у пятерых обнаружили мобильные телефоны и еще у двух человек – «иные технические устройства», после чего всех нарушителей с экзамена удалили, а их результаты аннулировали. Также было сказано, что в этом году провинившиеся выпускники уже не будут допущены до пересдачи ЕГЭ.
Столь строгое отношение к легкомысленным (или наоборот, чересчур «продуманным»?) выпускникам в Воронежской области было проявлено впервые. Ребят, конечно, жаль, им теперь целый год слоняться вдали от высшей школы и в бездействии, если в армию не заберут. С другой стороны, удивительно и то, что наконец нашлось несколько принципиальных взрослых, решивших побороться за чистоту ЕГЭ. С точки зрения выпускников, сдававших самостоятельно, без помощи шпаргалок и телефонов, эти взрослые поступили правильно и честно.
А что думают обо всем произошедшем в департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области? Говорит руководитель департамента Олег Мосолов:
– В соответствии с действующими правилами проведения единого государственного экзамена с этого года запрещено не только использование, но и наличие на экзамене мобильных телефонов или электронных вычислительных устройств, которые можно было бы использовать в качестве шпаргалки или для оказания помощи на экзамене. На этот счет были проинструктированы как все участники единого государственного экзамена, так и организаторы ЕГЭ, начиная от представителя Государственной экзаменационной комиссии на каждом пункте и заканчивая организаторами в аудиториях.
В день проведения экзамена, по его окончании, среди прочих протоколов к нам поступило семь протоколов, в которых было указано, что семь участников ЕГЭ с экзамена были удалены. Причины такие: у пятерых выявлено наличие мобильных телефонов. Я подчеркиваю, не использование, а наличие мобильных телефонов! Как обнаружилось? У одного был звонок, то есть, на телефон поступил входящий вызов, и он зазвонил, у второго телефон просто выпал из кармана, еще кто-то достал и держал телефон в руках… Все это было зафиксировано организаторами, и составлены акты. Также на столе одного из сдающих ЕГЭ обнаружился цифровой аудио-плеер с возможностью записи информации, и еще в одном случае был найден калькулятор, который сейчас тоже запрещен к использованию.
На следующий день, в соответствии с действующими инструкциями, мы собрали внеочередное заседание Государственной аттестационной комиссии, на котором были предъявлены все семь протоколов и дополнительно были представлены разъяснения организаторов. Еще мы пригласили представителей ГЭК, работавших в тот день на пунктах приема экзаменов, и они дали свои объяснения. В результате было единогласно принято решение о том, что действия организаторов на пунктах проведения ЕГЭ соответствовали всем требованиям и нормам, а затем решение о невозможности для данных выпускников повторной сдачи экзамена.
– Олег Николаевич, получается, что и аттестаты они тоже не получат?
– К сожалению, это так. Шестеро ребят являются выпускниками этого года, и еще один – студент колледжа, сдававший математику для дальнейшего поступления в вуз. Так как математика – обязательный экзамен, то все шестеро не получат в этом году аттестат.
– Обращались ли к вам родители?
– Да, обращения родителей были в этот же день. Все они были приняты, родителям разъяснили решение ГЭК, и на основании чего оно было принято. Еще раз подчеркиваю: мы прекрасно понимаем, что это достаточно жесткое и серьезное решение, но о последствиях нарушения действующего порядка было заявлено неоднократно как на федеральном уровне, так и в каждом образовательном учреждении.
– Назовете школы – пункты приема?
– Нет, мы не считаем правильным озвучивать ни номера школ, ни откуда эти ребята, ни тем более, их фамилии.
– Скажите хотя бы, это городские школы, или находятся в сельских районах?
– Все в городе Воронеже.
– Понятно. А что с другими экзаменами, выпускники могут продолжать их сдавать?
– Да. Во-первых, русский язык у них уже сдан, и если они выбирали, например, физику или литературу, они могут продолжать их сдавать в положенное время. Эти результаты пригодятся в дальнейшем для поступления в вуз, но уже после того, как будет сдана математика.
– А как долго действительны эти результаты, до какого срока?
– Они действуют до 31 декабря 2013 года. То есть, если выпускник в следующем году сдает математику, то в вуз он подает результаты ЕГЭ по математике за 2013 год и, например, по физике и русскому языку за 2012 год. А если парень уходит в армию, то сданные сейчас экзамены будут действительны до момента возвращения из армии. То есть, он приходит из армии, сдает математику и подает документы в вуз.
– Олег Николаевич, думаю, не во всех пунктах сдачи ЕГЭ было такое принципиальное отношение к выпускникам. Даже видеокамеры были установлены далеко не во всех школах и аудиториях.
– У нас нет обязательных требований по установке камер. В школах присутствует видеонаблюдение в ряде образовательных пунктов. На следующий год мы планируем полностью оснастить все видеонаблюдением. Но я бы сделал еще вот какой комментарий. Если организаторы в аудиториях или в пунктах приема ЕГЭ допускают, как вы сказали, непринципиальное отношение к выполнению своих должностных обязанностей, и такой факт будет выявлен, то есть, организатор в аудитории, видя, что ученик нарушает установленные правила, не препятствует этому, то мы будем принимать очень жесткие меры дисциплинарного воздействия к таким людям. Вплоть до расторжения трудовых отношений с данным организатором.
– Но все-таки условия в различных пунктах сдачи ЕГЭ должны быть одинаковыми? Я имею в виду повсеместное наличие камер и принципиальное отношение организаторов?
– Да, так должно быть. Каждый на своем месте должен выполнять установленный порядок. Если есть факты нарушения, и они подтверждаются, мы будем принимать меры.
– Однако даже в городе Воронеже есть школы, где в экзаменационных аудиториях не было камер. Значит, равные условия сдачи экзамена при таких условиях не соблюдаются?
– Я бы не делал такой вывод. Это ваше мнение. Давайте будем отталкиваться от того, что нормативного требования к установке видеокамеры в каждой аудитории на данный момент нет. Мы выполняем нормативные требования о соблюдении установленного порядка и для этого применяем такую форму, как видеонаблюдение. Там, где это возможно, мы это сделали, думаю, в следующем году равные условия, даже в том понимании, о котором вы говорите, будут созданы.
– То есть, мы к этому стремимся?
– Да. Больше того, мы четко поставили задачу: в 2013 году все пункты проведения единого экзамена будут оснащены видеокамерами. Конечно, не для того, чтобы запугать детей, а для того, чтобы все четко понимали: любые факты нарушения порядка будут зафиксированы документально, а значит, будет подтверждение как неправильного поведения организаторов, так и тех, кто сдает экзамены. То есть, в данном случае никаких нарушений и перегибов нет, а есть постепенное движение, и точка в этом случае будет поставлена в следующем году.
Я специально попросила Олега Николаевича подробно ответить на вопросы о равенстве условий. Выступая накануне ЕГЭ на пресс-конференции перед воронежскими журналистами, он отметил, что разговор уже идет не о том, нужен или не нужен единый госэкзамен в принципе, а о том, как его совершенствовать. В этом году все учителя, кого я просила дать оценку ЕГЭ-2012, отмечают положительные изменения в КИМах и одновременно с этим – кричащую, просто вопиющую разность самих условий сдачи экзаменов. В одних школах камеры стоят и в классах, и в коридорах, и даже при входе в туалет, в других снимают лишь школьный двор, и тот только на пульте у охранника, а в третьих нет вообще ничего. Получается, что одни дети до дрожи в коленках переживают и боятся шелохнуться, потому что вдруг на видеозаписи какое-то движение рук или глаз в дальнейшем будет истолковано не в их пользу, а другие выпускники обо всем этом даже не подозревают. Первым обидно, а вторые – да, в том числе по-прежнему проносят на экзамен (или в туалет) телефоны, наушники, плееры, калькуляторы и т.д. А рядом – учителя, которые разрешают это делать, точнее, делают вид, что всего этого нет.
Хорошо то, что в следующем году во всех школах региона видеокамеры будут фиксировать и поведение сдающих, и действия проверяющих. Пока, увы, этого не получилось. Но еще лучше, если и принципиальных учителей – организаторов в ППЭ будет гораздо больше. Семь случаев на почти 13 тысяч – это, мягко говоря, капля в море, только ведь и она уже вызвала волну и накрыла семерых. Понимая, скольким удалось выйти из воды сухими, этим семерым сочувствуешь еще больше! ЕГЭ давно перестал быть пробным шаром, игрушкой или экспериментом. Он меняет судьбы, а иногда и жизни наших детей. Поэтому условия должны быть равными – в селе, в городе, для детей из элитных семей и для всех остальных.
Ну и самое главное. Почему выдворение с экзамена должно лишать молодого человека аттестата? А если он при этом еще и не закоренелый двоечник, если учился нормально все 11 лет, почему он должен быть изгоем? Этот вопрос не к региональным властям, а к нашему Минобрнауки. Ведь если ЕГЭ должен совершенствоваться, то почему не делать это в интересах его участников?
Фото автора
Комментарии