«Психолого-педагогическая технология адаптивного обучения в зоне ближайшего развития» – такова тема межрегиональной научно–практической конференции, завершившейся в Великом Новгороде. Мероприятие прошло на базе новгородской гимназии «Квант». Педагоги этого образовательного учреждения стали его основными организаторами. Кроме них в конференции участвовали учителя ряда школ Великого Новгорода, преподаватели Новгородского государственного университета. В гости к коллегам приехали давние единомышленники новгородцев – педагоги из школ Нижнего Новгорода, увлеченные идеями Л.Выготского.
Теория выдающегося российского психолога Льва Выготского уже много лет реализуется на практике в гимназии «Квант». По системе Эльконина-Давыдова, созданной последователями Выготского, с середины 1990-х годов ведут обучение в отдельных классах некоторые российские школы. Но их количество не так велико в силу сложности преподавания и отсутствия преемственности системы Эльконина-Давыдова при переходе из начальной школы в среднее и старшее звено.
Гимназия «Квант» Великого Новгорода является уникальным для Новгородской области учреждением образования, где по идеям Льва Выготского работают практически все учителя, ведущие разные школьные предметы с 1 по 11 класс. Месяц назад гимназия получила золотую медаль Национальной премии «Элита российского образования» по итогам конкурса «Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании-2012».
Ведущим конференции стал профессор Российской Академии образования, кандидат психологических наук, доцент Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Илья Каплунович. Доклады выступавших в основном были посвящены проблемам реализации обучения в зоне ближайшего развития.
«В традиционной школе привыкли измерять успехи ученика по уровню, который ребенок способен осилить самостоятельно, – поясняет Илья Каплунович. – Это, по определению Л.Выготского, зона актуального развития, то есть психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели. Но для педагога должна быть гораздо важнее зона ближайшего развития ребенка. Это то, чего способен достичь ученик при поддержке учителя в будущем, потенциал учащегося».
Открытые уроки учителей «Кванта» в ходе конференции доказали, что учить детей нестандартно, не требуя от них запоминания формул и правил, а предоставляя право добывать знания самостоятельно, можно на занятиях по математике, английскому языку, обществознанию, истории, литературе и даже технологии и музыке. Участниками открытых уроков стали ученики всех классов гимназии, с 1-го по 11-й класс.
Последовавшая за открытыми уроками серия мастер-классов новгородцев и их гостей была посвящена развитию интеллектуальных способностей учащихся, выявлению и сопровождению одаренных детей, формированию исследовательских навыков, работе с родителями и даже… искусству задавать вопросы. Ряд мастер-классов был нацелен на обмен опытом по адаптивному обучению, которое подразумевает не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Фото автора
Комментарии