В Уральском государственном педагогическом университете состоялся Международный форум \”Интеграционные процессы в образовании: векторы модернизации\”. Научный симпозиум собрал в Екатеринбурге гостей из Перми, Челябинска, Удмуртии, Москвы, Тулы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Пятигорска.
– Стремительная смена парадигм не оставляет времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь требует хорошо подготовленных специалистов. Реформ в образовании было много, но, надо признать, что реформа, осуществляемая с 2004 года в соответствии с региональной программой развития образования, отличается простроенностью механизма, системностью подхода, интеграционной направленностью на реальную практику образования, – отметила Алевтина Симонова. – К этому можно по-разному относиться, но важно признать факт, поменявший нашу жизнь. Это – введение Федерального государственного образовательного стандарта, который объединяет требования ко всем уровням – от дошкольного до высшего.
Актуальные вопросы, заданные модератором форума, первым проректором УрГПУ-проректором по учебной работе Светланой Минюровой, вызвали живой интерес у ректоров ведущих педагогических вузов уральского региона.
Сегодня общество испытывает потребность в рабочем классе и в специалистах технологически развитых производств. Через три года оно испытает острую потребность в учителях. На упреждение ситуации необходимо работать уже сейчас. Владимир Садырин, ректор Челябинского государственного педагогического университета, рассказал о программе \”ТЕМП\”, внедряемой в Челябинской области.
Другими направлениями модернизации и интеграции образования, напрямую приближенными к практике в школе, Владимир Садырин назвал апробацию модульного подхода, работу супервизоров в образовательном учреждении, вызвавшую сначала полное отторжение, а теперь общее принятие, педагогическую практику студентов уже после первого курса университета, а не после третьего, как было принято, что дало уже свои результаты. Подробно остановившись на сетевом взаимодействии, ректор университета представил положительный опыт вуза по созданию Центра развития ребенка совместно с Челябинским цинковым заводом. Предприятие построило хороший загородный лагерь, который вуз наполнил содержанием, создав \”Лесную школу\”. А сегодня работает в плане открытия на этой базе еще и детского сада. Другой интересный опыт – проект \”Не уроки\”, в рамках которого дети участвуют в различных творческих проектах, в том числе, по естественным дисциплинам.
– Школа нас сегодня просит: \”Дайте нам учителя физики с дипломом робототехника, умеющего вести проекты\”. И мы должны готовить такого универсального педагога, – подчеркнул Владимир Садырин.
Ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Андрей Колесников рассказал о применении на севере Пермской области финского опыта внедрения на малонаселенных территориях проекта \”Мобильный учитель\” с целью сохранения малокомплектных школ. По сути, учитель в этом проекте работает вахтовиком: на джипе-вездеходе он добирается до малодоступных районов и проводит уроки в школе. В итоге сохраняются школы, дети живут дома с родителями, а не в интернате и учатся у разных педагогов.
Другой проект, который Пермский государственный гуманитарно-педагогический университета реализует также для поддержки малокомплектной школы, называется \”Учительский дом\” и предполагает создание в малонаселенном пункте дома, где может жить и работать учительская семья. Этот опыт широко применялся в советское время, когда учитель в маленьком селе жил при школе. Другое дело, что сегодня предлагаются иные условия проживания в учительском доме для педагога, а для школьников – обучения.
Обсуждая пути интеграции в образовании, представители вузов неоднократно делали акцент на том, что для проведения эффективной модернизации необходимо заимствовать друг у друга лучший опыт.
Международный форум \”Интеграционные процессы в образовании: векторы модернизации\” проходил УрГПУ в течение двух дней. В его рамках состоялись содержательные дискуссии и круглые столы, встречи и праздник, посвященный 85-летию Уральского педагогического университета.
Наталья Паэгле, начальник управления информационной политики УрГПУ
Фото Вадима Осипова
Комментарии