Учрежденный в 2009 году Фондом Катара по инициативе Ее Высочества Шейхи Мозы бинт Нассер, WISE является уникальной платформой для экспертного обмена опытом в сфере образования, цель которой — содействие в сотрудничестве между различными образовательными секторами, признание наиболее выдающихся проектов и поддержка их развития на международном уровне.
Как показал саммит, актуальные для России вопросы волнуют весь мир: главными темами обсуждения стали все более увеличивающийся разрыв между подготовкой специалистов и тем, что требуется работодателям, и необходимость приблизить обучение к жизни. А также извечные проблемы нехватки инвестиций в образование и недооцененности самих педагогов.
О том, что у выпускников высшей школы нет практических знаний, опыта, критического мышления и творческого подхода, а сами они разочарованы своими бесполезными дипломами говорили и еврокомиссар по вопросам образования, молодежи и культуры Андрулла Вассилиу, и представитель крупнейшей IТ-компании из Азии, и ректор университета из ЮАР. Это вынуждает предприятия тратить время и средства на повторное обучение молодых специалистов. А заодно является одной из причин растущего уровня безработицы среди молодежи.
Лучшим на сегодняшний день решением этой проблемы жури саммита признало британский проект Studio Schools, представляющий собой партнерство между учебными заведениями и местными работодателями.
Смысл партнерства заключается в том, что разрабатываемая совместно с представителями бизнеса, экспертами сферы образования и самими учащимися программа обучения позволяет выпускникам сразу же приступить к полноценной работе. Во время учебы студентам предоставляется «наставник» — представитель выбранной ими компании, они изучают рабочий процесс непосредственно на производстве и создают проекты, базируясь на полученном практическом опыте.
Еще один финалист WISE Awards 2013 – чилийский проект Elige Educar по повышению статуса педагогической профессии.
Авторы проекта поставили перед собой цель переломить очень схожую с российской ситуацию, при которой низкооплачиваемая работа учителя давно перестала быть престижной.
Также он призван привлечь талантливых студентов в педагогические вузы, изменив отношение к преподавателям. В рамках проекта удалось задействовать прессу, госаппарат и сами университеты, была организована широкая кампания в СМИ, организованы масштабные курсы повышения квалификации для преподавателей, увеличены студенческие стипендии.
Лауреатом премии за выдающийся вклад мирового масштаба в образование WISE Prize 2013 стала колумбийка Викки Колберт. Созданная ею более 30 лет назад для улучшения качества образования в непривилегированных школах педагогическая модель \”Новая школа\” доказала свою эффективность в Колумбии и за ее пределами. И была признана ООН и Всемирным Банком, как одна из самых успешных государственных реформ в развивающихся странах.
Начав с малого – объединения опытных сельских учителей для выработки эффективной методики образования, \”Новая школа\” дошла до реформы образования. По словам председателя WISE шейха Абдуллы бин Али Аль Тани на церемонии вручения премии WISE Prize 2013, разработки Викки Колберт \”внесли огромный вклад в образование, значительно увеличив возможности для получения доступного и качественного образования наименее привилегированными слоями населения\”.
Как рассказала Колберт, основанная ею модель не требует больших финансовых затрат и при этом позволяет существенно поднять успеваемость и дисциплину учеников, а также самоуважение учителя.
– Это реформа психологической модели, – считает лауреат WISE Prize 2013. – Мир за последние десятилетия очень изменился, при этом образование и преподавание – практически единственна сфера, которую не затрагивают перемены. Мы предложили с помощью простых инструментов полностью поменять традиционную систему преподавания, не затрагивая содержание образования. Роль учителя в 21 веке – не просто передавать информацию, а быть модератором, посредником между учеником и окружающим миром. А его главная цель – научить тому, чему не учат компьютеры – находить информацию, проявлять инициативу и работать в команде. Основные принципы: приоритет интересов ученика, его активное участие в образовательном процессе, развивающая гражданскую позицию работа на равных в небольшой группе. И ключевой момент – все, что изучает ребенок, должно также быть интересно и применяться в его семье.
Предложенные Колберт базовые вещи могут быть адаптированы в любой стране, считает представитель Катарского фонда развития образования ирландец Роберт Бакстер.
– WISE изначально задумывался как площадка для обмена опытом, чтобы представители одних стран брали на вооружение лучшие теории и практики других, а политики видели, какими средствами достигается успех и благополучие нации, — считает Бакстер. – Так, если еще 20-30 лет назад основой обучения было повторение и заучивание наизусть, то для нашего времени такие способы не годятся. Нужны аналитические подходы, умения общаться с людьми из других стран и культур. И ни в коем случае нельзя забывать об учителе – самом важном звене в образовании. На конкретных примерах можно видеть связь межу условиями работы учителей и уровнем образования населения и экономическими успехами страны.
По информации www.gazeta.ru, pedsovet.org и wise-qatar.orgФото www.media.wise-qatar.org
Комментарии