В Архангельске завершила работу Летняя школа Российского совета по международным делам (РСМД) и Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Главная тема мероприятия – «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике».
САФУ – первый корпоративный член РСМД. Ректор САФУ Елена Кудряшова считает международную деятельность одним из приоритетов работы вуза и уверена, что САФУ должен продолжить традиции первых русских экспедиций, отправлявшихся из Архангельска в Арктику и осваивавших сложнейший морской путь. «Арктика — это территория международного диалога,» – отметила Елена Владимировна.
В работе Летней школы приняли участие 20 магистрантов, аспирантов и молодых исследователей САФУ, НИУ «Высшая школа экономики», РУДН, РГПУ имени А.И. Герцена, Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, Волгоградского и Тюменского государственных университетов, Стокгольмского института проблем мира (SIPRI).
В составе лекторов и тренеров Летней школы были преподаватели и сотрудники Института проблем международной безопасности РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО (У) МИД России, САФУ, РСМД, ФГУП «Атомфлот», НК «Севморпуть», ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт и проектно-конструкторский институт морского флота» и Консалтинговой группы «Арбор». «Одной из основных целей Летней школы является создание кадрового резерва, то есть поиск передовых молодых людей, компетентных в области международной проблематики. Университет — это точка притяжения, вокруг которой собирается все городское сообщество», — подчеркнул программный директор РСМД Иван Тимофеев. Работа над дорожной картой международного сотрудничества в Арктике велась по нескольким направлениям. Во время Летней школы прошла серия экспертных семинаров, основные сюжеты которых касались институционального устройства сотрудничества в Арктическом регионе, а именно вопросов транспорта, экологии, спасения и защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Так, при изучении темы «Транспорт и инфраструктура в Арктике» во время Летней школы был организован «круглый стол», на котором были рассмотрены актуальные проблемы развития северного морского пути.
С подробной презентацией на тему «Севморпуть – национальная транспортная магистраль России в Арктике» перед собравшимися выступил директор некоммерческого партнерства «Севморпуть» Владимир Михайличенко. Он рассказал о ключевых документах, итогах транзитного плавания по Севморпути, про обеспечение безопасности мореплавания, а также коснулся главных проблем Арктики. Участниками круглого стола, кроме молодых ученых, стали начальник Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян, научный сотрудник лаборатории транспортно-технологических систем и арктических перевозок ЗАО «Центральный научно-исследовательский институт и проектно-конструкторский институт морского флота» Григорий Лебедев и координатор проекта «Северный морской коридор» Владимир Харлов.
Владимир Харлов выступил перед молодежью с докладом на тему «Логистические узлы на Крайнем Севере». Идея, высказанная докладчиком, – признать самыми важными среди портов и транспортных узлов Архангельск, Нарьян-Мар, Мурманск и норвежский Киркенес. «В контексте Северного морского коридора и Северного морского пути данные порты и транспортные узлы – общие, они связывают два коридора», — пояснил координатор проекта «Северный морской коридор».
Итогом работы участников Летней школы станет единый документ — дорожная карта международного сотрудничества в Арктике. Она будет представлять собой практическое руководство с оценкой вызовов, угроз, описанием сценария действий и разработкой конкретных проектов в области международной проблематики. «Дорожная карта для Арктики», как кратко называют этот документ его разработчики, будет рекомендована к рассмотрению и исполнению в федеральных органах государственной власти. В частности, планируется направить карту в Администрацию Президента и Министерство иностранных дел РФ.
Фото: russiancouncil.ru
Комментарии