ОНФ и Фонд общественного мониторинга \”Национальные ресурсы образования\” проанализировали доклад Минобрнауки России (после реорганизации — Минпросвещения России) о ситуации с внедрением стандартов общего образования. Эксперты пришли к выводу, что система подготовки учителей к реализации современных ФГОС за прошедший год не совершила прорыва.
Так, в докладе сообщается о регулярной организации повышения квалификации педагогов всех российских школ, а также о распространении лучших практик и проведении методических мероприятий, оценить эффективность которых невозможно, считают эксперты ОНФ. По их словам, документ не содержит ни количественных, ни качественных результатов повышения квалификации педагогов и руководителей школ.— К прошлому году, по официальным данным, доля учителей, прошедших соответствующую подготовку, превысила 90%. Однако более половины педагогов, постоянно участвующих в опросах ОНФ, отметили, что владеют не всеми необходимыми технологиями, а лишь теми методами и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи, — отметила модератор площадки ОНФ \”Образование\”, депутат Госдумы Любовь Духанина. — Между тем на повышение квалификации учителей, руководителей и других школьных работников с 2011 года выделялись значительные средства как в рамках программы \”Развитие образования\”, так и из региональных бюджетов. Было предусмотрено внедрение модели, обеспечивающей непрерывность и адресный подход повышения их квалификации. К сожалению, говорить об эффективности сложившейся системы подготовки работников образования не приходится. В этом году педагоги отмечают все тот же дефицит научно-методической поддержки, что и прежде. Опрос учителей, проведенный в ноябре 2018 года, в котором приняли участие 650 педагогов из 73 регионов, показал: за прошедший год ситуация с реализацией стандартов общего образования не улучшилась. Лишь четверть педагогов говорит о том, что владеет всем технологическим инструментарием, обеспечивающим реализацию требований ФГОС. Четверо из десяти учителей также утверждают, что большинство педагогов продолжают работать по традиционным методикам. Около 35% опрошенных считают, что их метод преподавания не соответствует требованиям образовательного стандарта. Еще 25% продолжают изучать ФГОС самостоятельно.При этом только четверть респондентов назвала курсы повышения квалификации крайне полезными. Каждый пятый педагог отметил, что технологиям реализации стандарта было посвящено мало времени, в основном речь шла о содержании преподаваемого предмета. Доля педагогов, признавшихся, что хорошо владеют текстом ФГОС, составила 36%.Согласно опросу, для повышения квалификации учителям не хватает программ, которые были бы разработаны группой ученых и практиков. Такое мнение высказали 54% респондентов. Почти 41% опрошенных отметили недостаток описанных и апробированных методических пособий по реализации стандарта, а 39% – открытого банка видеоуроков с разбором и анализом по каждому предмету. Еще 36% учителей высказались за увеличение количества семинаров и круглых столов, где разбирались бы отдельные аспекты стандарта – смысловое чтение, обучение моделированию, воспитание гражданской идентичности.— ФГОС содержит современные прогрессивные требования как к результату, так и к процессу обучения в школе. Основное место в нем отводится выстраиванию гибкой образовательной среды и разработке насыщенных, пробуждающих интерес учащихся образовательных программ. Новый стандарт фокусирует внимание не на запоминании сведений и фактов, а на формировании культуры обучения, постановки и решения задач. Сейчас поиском технологий, обеспечивающих такой образовательный результат, занимается весь мир. Переход на новый принцип преподавания – залог вхождения российского образования в десятку лучших в мире. До тех пор, пока учителя в полной мере не освоят технологии реализации ФГОС общего образования, поручение президента следует оставить на контроле, – заключила Любовь Духанина.
— К прошлому году, по официальным данным, доля учителей, прошедших соответствующую подготовку, превысила 90%. Однако более половины педагогов, постоянно участвующих в опросах ОНФ, отметили, что владеют не всеми необходимыми технологиями, а лишь теми методами и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи, — отметила модератор площадки ОНФ \”Образование\”, депутат Госдумы Любовь Духанина. — Между тем на повышение квалификации учителей, руководителей и других школьных работников с 2011 года выделялись значительные средства как в рамках программы \”Развитие образования\”, так и из региональных бюджетов. Было предусмотрено внедрение модели, обеспечивающей непрерывность и адресный подход повышения их квалификации. К сожалению, говорить об эффективности сложившейся системы подготовки работников образования не приходится. В этом году педагоги отмечают все тот же дефицит научно-методической поддержки, что и прежде.
Опрос учителей, проведенный в ноябре 2018 года, в котором приняли участие 650 педагогов из 73 регионов, показал: за прошедший год ситуация с реализацией стандартов общего образования не улучшилась. Лишь четверть педагогов говорит о том, что владеет всем технологическим инструментарием, обеспечивающим реализацию требований ФГОС. Четверо из десяти учителей также утверждают, что большинство педагогов продолжают работать по традиционным методикам. Около 35% опрошенных считают, что их метод преподавания не соответствует требованиям образовательного стандарта. Еще 25% продолжают изучать ФГОС самостоятельно.
При этом только четверть респондентов назвала курсы повышения квалификации крайне полезными. Каждый пятый педагог отметил, что технологиям реализации стандарта было посвящено мало времени, в основном речь шла о содержании преподаваемого предмета. Доля педагогов, признавшихся, что хорошо владеют текстом ФГОС, составила 36%.
Согласно опросу, для повышения квалификации учителям не хватает программ, которые были бы разработаны группой ученых и практиков. Такое мнение высказали 54% респондентов. Почти 41% опрошенных отметили недостаток описанных и апробированных методических пособий по реализации стандарта, а 39% – открытого банка видеоуроков с разбором и анализом по каждому предмету. Еще 36% учителей высказались за увеличение количества семинаров и круглых столов, где разбирались бы отдельные аспекты стандарта – смысловое чтение, обучение моделированию, воспитание гражданской идентичности.
— ФГОС содержит современные прогрессивные требования как к результату, так и к процессу обучения в школе. Основное место в нем отводится выстраиванию гибкой образовательной среды и разработке насыщенных, пробуждающих интерес учащихся образовательных программ. Новый стандарт фокусирует внимание не на запоминании сведений и фактов, а на формировании культуры обучения, постановки и решения задач. Сейчас поиском технологий, обеспечивающих такой образовательный результат, занимается весь мир. Переход на новый принцип преподавания – залог вхождения российского образования в десятку лучших в мире. До тех пор, пока учителя в полной мере не освоят технологии реализации ФГОС общего образования, поручение президента следует оставить на контроле, – заключила Любовь Духанина.
По информации пресс-службы ОНФ
Фото Марии Голубевой
Комментарии