В Москве, в рамках IV Ассамблеи Русского мира, прошел Международный форум учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка. В форуме, организаторами которого выступили Фонд «Русский мир», Министерство образования и науки РФ, Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество, приняли участие более двухсот учителей и директоров зарубежных школ и центров русского языка, представляющих более чем пятьдесят стран мира.
«У каждого взрослого человека в жизни был свой учитель, тот человек, который в значительной степени определил судьбу, заложил знания, основы профессии», – сказал, обращаясь к собравшимся в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина учителям и директорам зарубежных школ, исполнительный директор Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов. Он отметил, что существует огромная цивилизационная общность людей, которые говорят по-русски, думают по-русски или считают себя русскими. Эта общность оказалась раскидана по планете в результате катастрофического для России XX века.
По данным Никонова, сегодня количество людей говорящих по-русски и относящих себя к русскому миру на планете за пределами России больше, чем в самой России. «Это еще одна Россия за пределами России», – отметил он.
На данный момент по всему миру открыты и работают 60 центров и 40 кабинетов «Русского мира» в 63 странах мира. Кстати говоря, в рамках ассамблеи, в Государственном институте русского языка имени Пушкина был открыт еще один кабинет «Русского мира».
«Если бы каждая организация, соучредителем которой является Министерство образования и науки России (а их у нас около двух тысяч), делала так много за столь короткий срок, то образование в России стало бы лучше», – отметил заместитель Министра образования и науки РФ Исаак Калина. Форум, по его мнению, – это новая страница сотрудничества в сфере школьного образования и укрепления русского языка за рубежом. Формирование личности ребенка, способного уважать ценности и традиции других народов, способного жить в нашем поликультурном мире – важная задача для школы. Миссия образования, уверен он, это формирование у человека отношения к миру и к себе в этом мире. «Мы помним, что нас объединяет общее прошлое, — сказал Калина. – И хотим, чтобы у наших детей было будущее, в котором они станут друзьями и добрыми соседями».
Председатель попечительского совета Фонда «Русский мир», ректор Санкт-Петербургского Государственного университета Людмила Вербицкая поприветствовала собравшихся и выразила уверенность, что этот Форум в жизни России явление необычное. «Учителя российских школ собираются нечасто. – сказала она. – Такой же форум, как наш, международный, не собирался никогда». По ее словам, основная задача форума — обсудить проблемы преподавания русского языка в зарубежных школах и подумать о решении этих проблем. А также о том, что можно сделать, объединив усилия и чем могут помочь Международная Ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Российское общество преподавателей русского языка и литературы, Фонд «Русский мир» и Россотрудничество.
По словам Людмилы Вербицкой, в последние годы интерес к изучению русского языка в зарубежных странах возрос. Более того, европейские чиновники славянских стран в качестве обязательного второго иностранного языка для общения все чаще выбирают русский. «Вы хорошо знаете пословицу «под лежачий камень вода не течет», – подытожила Вербицкая. – Без нашей с вами каждодневной работы по распространению русского языка сама по себе финансовая поддержка пользы не принесет. Мне кажется, что нам надо создать общую систему поддержки русских школ за рубежом».
Домом для форума стал Государственный институт русского языка имени Пушкина. «Учитель — одна из самых уважаемых профессий у всех народов, – заявил ректор института Юрий Прохоров. – Но, может быть, среди всех учителей особое место занимают именно учителя родного языка и учителя любого иностранного языка». Первые открывают человеку его родной мир, формируют человека определенной культуры, а вторые — открывают ему остальной мир.
По итогам ассамблеи была сформирована резолюция участников форума, где они, выражая беспокойство сохранением русского языка в русском мире, предлагают меры поддержки его изучения как на государственном уровне, так и с помощью негосударственных фондов, таких, как «Русский мир».
Фото автора
Комментарии