В семинаре \”О совершенствовании управления школьным образованием\” участвовали губернаторы и главы республик, вице-губернаторы и министры образования из 33 регионов, обозначивших свое намерение стать пилотными в апробации новых моделей управления образованием. Провела встречу министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.
– У нас школа оказалась абсолютно оторвана от всего: и в плане контроля – кто, чему и как учит, и в плане того, как и где преподаются и изучаются образовательные программы, и что в итоге проходят наши дети на уроках. Регионы сегодня дают деньги на образовательные программы, но их реализацию не контролируют. Не может быть содержания образования без контроля, – подчеркнула Ольга Васильева.Министр пояснила, что основная проблема в реализации существующей модели заключается в том, что управление образованием происходит одновременно на нескольких уровнях. Школа, отвечающая за качество знаний своих учеников, оказывается в центре требований контролирующих процедур и плановых мероприятий, которые часто противоречат друг другу. Такая несогласованность позиций мешает реализации единой федеральной образовательной политики.- У нас нет единой вертикали управления, чтобы решить самый простой вопрос, приходится поднимать всю систему образования, – заявила Ольга Васильева, подчеркнув, что реализация пилотного проекта по апробации новых моделей управления в образовании, в который на добровольной основе включатся регионы, обеспечит более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность системы образования.С докладом о том, как будет проводиться конкурсный отбор субъектов-участников пилотного проекта, выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина.- Мы предлагаем заявить вам на первом этапе о той модели, которая будет выбрана в каждом субъекте нашего пилотного проекта, и оформить эту модель и свое участие в заявке, которая в дальнейшем будет рассмотрена конкурсной комиссией, – сказала Татьяна Синюгина, обращаясь к участникам семинара.Заместитель министра уточнила, что по итогам работы конкурсной комиссии будет принято решение о регионах, которые станут лидерской группой пилотного проекта с финансовой поддержкой с федерального уровня, они включатся уже в 1-й этап его реализации.- Вторая группа субъектов будет находиться в резерве, но в то же время в очень активном взаимодействии и участии в пилотном проекте, – пояснила Татьяна Синюгина.Она информировала, что для участия в конкурсном отборе субъектам РФ будет предложено до 23 октября подать заявку установленного образца с указанием выбранной для реализации модели.- Нет строгой установки, что в регионах должны быть только предложенные нами модели. Это ваше решение, и вы должны оценить, какой результат хотите получить, какая будет эффективность и самое главное – почему, – прокомментировала Татьяна Синюгина.Заместитель министра пояснила, что форма заявки включает в себя три содержательных блока. Первый – преобразование институтов управления образования, которое направлено на создание единого образовательного пространства, возможность получения сетевых форм обучения, развитие муниципальных коллегиальных органов, реализующих государственно-общественный характер управления образованием. Второй – преобразование финансово – экономических институтов с целью упорядочивания финансовых потоков, обеспечения прозрачности на всех этапах трансфертов, минимизации возможных потерь финансовых средств при смене уровней учредительства. И третий – преобразование институтов развития кадров в общем образовании, призванное отобразить количество и качество подготовки проектных команд, способных управлять вновь созданной структурой, которые пройдут обучение и будут активно включены в управленческий процесс.Заместитель министра сообщила, что экспертная оценка качества заявок пройдет до 30 октября по разработанным Минобрнауки России критериям и оценочным блокам. Итоги конкурса будут подведены после очной защиты субъектами своих проектов до конца ноября текущего года. Результатом экспертизы заявок станет Приказ Министра образования и науки Российской Федерации о реализации пилотного проекта с фиксированным списком регионов-победителей конкурсного отбора.Реализация проекта стартует в 2017 году и будет сопровождаться ежемесячным мониторингом текущих результатов.- Мы понимаем, что процесс участия в проекте должен проходить в постоянном взаимодействии с министерством, сопровождаться оказанием методической и консультационной помощью. Мы понимаем, какой многочисленный запрос будет с вашей стороны. И мы к этому готовы. У нас есть необходимые ресурсы, чтобы это взаимодействие было эффективным, – заявила Татьяна Синюгина.В ходе семинара также выступили представители регионов и экспертного сообщества.Об управленческих механизмах выстраивания единого образовательного пространства на уровне регионов говорил в выступлении на семинаре Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики \”Эврика\”. Он отметил, что передача отдельных полномочий управления на уровень субъекта РФ обеспечит эффективное использование образовательных и финансовых ресурсов через создание образовательных округов, повысит качество образования через развитие конкуренции между школами, гарантирует равномерное обеспечение ресурсами, обеспечит доступность ресурсов всего региона через сетевую форму обучения.- Централизация управления позволит качественно решать вопросы поддержки отдельных школ, обеспечить системную работу по устранению профессиональных дефицитов педагогов, реализовать справедливый подход к оплате их труда. Без передачи части полномочий учредительства централизовано в регион затрудняется решение многих задач, и, прежде всего, обеспечение государственных гарантий на качественное образование, – отметила в своем выступлении Наталья Широкова, и.о. председателя Правительства Республики Адыгея.- Для перехода к государственной модели управления образованием сейчас есть все необходимые правовые основания. У многих может возникнуть вопрос о рисках. Да, они есть. Но они не носят критичного характера. К финансовым рискам можно отнести небольшие дополнительные затраты на изготовление печатей учреждений, новых вывесок, бланков, уплату госпошлин за переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. К рискам можно было бы отнести увеличение затрат регионального бюджета, связанное с увеличением числа госслужащих. Однако опыт Самарской области показывает, что затраты консолидированного бюджета на содержание управленческого аппарата в условиях его оптимизации наоборот будут сокращены, – прокомментировал Дмитрий Овчинников, вице-губернатор Самарской области, где в режиме государственного управления образовательными организациями работают с 2011 года.Подводя итоги семинара, глава Минобрнауки подчеркнула, что планируемые механизмы изменений могут быть реализованы в пилотных субъектах на основе разных моделей с учетом региональных особенностей. Окончательный выбор моделей будет сделан в ходе тщательной проработки специфики, возможностей и стратегических ориентиров в образовании пилотных регионов.Министр Ольга Васильева акцентировала внимание на том, что реализация пилотного проекта потребует от регионов привлечения дополнительных ресурсов.- Именно поэтому принято решение о выделении финансовой поддержки на реализацию проекта, – сообщила Ольга Юрьевна.- Впереди у нас, уважаемые коллеги, уже в ближайшее время составление заявок на участие в конкурсе пилотных субъектов, подготовка \”дорожных карт\” по разработке региональных моделей, общественные и экспертные обсуждения проектных решений и презентация лучших предложений, – заключила министр.Министр образования и науки РФ отметила, что состоявшаяся в рамках семинара дискуссия между представителями регионов и реализация пилотного проекта позволят выбрать наиболее эффективную модель управления образованием в России.По информации пресс-службы Минобрнауки РоссииФото источника
Комментарии