search
main
0

В краю счастливых людей

«Пеликан» улетает в Доброград

С Натальей УСОВОЙ, учителем года Карелии-2022, мы так и не увиделись перед отъездом из Петрозаводска. Теперь она будет работать в школе «МИР» во Владимирской области преподавателем русского языка и литературы. Педагогу с семьей создали условия – жилье, адекватная нагрузка – и заверили: ее ждут. Собраны вещи, заказана машина, а на вопрос почему Наталья отвечает снова кратко – так с семьей решили. Семья – это она с мужем и двое детей. Обо всем этом я узнала почти случайно, когда мне пришла фотография – под новогодней елкой счастливая семья.

 

Счастье, если оно есть, любой снимок освещает чем-то невидимым, настоящим, искренним. Не спрятать его. И со мной поделились. Улыбаюсь, понимая, что такое раз в жизни бывает, беречь нужно и создавать для него оптимальные условия. Жить в радости, расти там, где хочется развиваться, видеть жизнь, путешествовать и… много читать. Как без этого филологу?

Вот и пишет Наталья в блоге: «…В уходящем году я много трудилась, поэтому сегодня в любимом книжном подарком стали сразу три книги: Бродский пополнился «Концом прекрасной эпохи» (тут устоять было сложно), «Новыми стансами к Августе», и… мой закрытый теперь, увы, шкаф увидит Юрия Левитанского. Славно гадать на неоткрытых книгах, и первое, что попалось, было это:

 

Утро – вечер, утро – вечер, день и ночь.

Стрелки, цифры, циферблаты – сутки прочь.

 

Гири, маятники, цепи, медный гуд.

Все торопятся куда-то, все бегут.

 

На ходу махнуть рукою, крикнуть «будь!»,

Съесть сосиску на ходу – и снова в путь.

 

Сдать багаж, и в самолет, и в облака.

– Как там наши? – как там ваши? – ну, пока!»

 

Хорошо, когда не нужно никуда бежать… Мы почти ссорились. Не вживую. Часть нашего общения – это лаконичный онлайн. Я пишу много, а Усова – аккуратно и дозированно.

– Перейди в другую школу, – советую я, полагая, что этот год Наташа Михайловна, так я зову ее про себя, пройдя рядышком в онлайне эти месяцы конкурсной гонки, еще может что-то посоветовать министру образования и спорта Карелии.

Усова же теперь советник, по идее, впереди у нее конкурсный переполох, но теперь уже в качестве участника жюри, когда она может повлиять на выбор учителя года-2023… Впереди еще пять, никак не меньше, выходов на сцену, где можно ощутить себя важным человеком, который рассказывает об опыте участия в конкурсе уровня России. И ничего этого не будет!

– В Петрозаводске сменится только номер школы, а все прежнее останется, – говорит Наталья Михайловна.

Чувствую в ее ответе некую философскую обреченность и мудрость – меняются пространство, местоположение, даже дети, но заданные рамки урока, поурочное планирование, суета рутинной школьной жизни, которой не становится меньше. Педагога грузят и загоняют, а она, по сути своей человек основательный и неспешный, не то что не хочет – это чуждо самой сути Наташи Михайловны.

…Она невероятно тихо и спокойно говорит на уроке. Одни считают, что это убаюкивает, а мне кажется, будто вводит в медитативное пространство литературы: того вдумчивого чтения и поиска, где нет примитивных «плохо» и «хорошо». Нет вообще чего-то неправильного, а есть думающий человек, который, читая, работает над собой, ищет и находит не только слово, но идею и мысль.

В Карелии, республике, приравненной к Крайнему Северу, а в некоторых районах и к Арктической зоне, учителей не хватает. Вопреки заявлениям Сергея Кравцова, министра просвещения РФ, педагоги работают на полторы-две ставки, потом догружают себя классным руководством, и еще «внеурочка» на них. В итоге приходит в школу учитель затемно и выходит, когда солнца уже нет на небе. Так с ноября по февраль включительно. Тяжело? В декабре особенно. Его доживают на последнем издыхании, хочется только спать, а нужно ударно работать, участвовать во всероссийских олимпиадах школьников. Кстати, лицей №1, где трудилась учитель Усова, – один из лидеров среди участников школьного и муниципального этапов ВОШ в Карелии. По сути, это титульная образовательная организация, работать в которой всегда непросто, но именно в лицей стремятся те, у кого есть желание заявить о себе и трудиться на результат. Я полагала, что при таком раскладе не уходят: зачем искать что-то еще?

Но Наталья Усова ищет посильную нагрузку. Мечтает работать просто учителем: проводить уроки, вдумчиво проверять тетрадки и искать слово. Не удивляйтесь.

Осенью 2022 года как раз проходил прогон конкурсного урока, в лицей пришли учителя-филологи, представители Карельского института развития образования и Центра развития образования Петрозаводска. Было удивительно насыщенное обсуждение урока, а дальше… Дальше самолет в Москву и ночной отлет в Тюмень.

О чем в тот момент мечтала учительница? О встрече с Шалвой Александровичем Амонашвили, потому что его гуманная педагогика Усовой созвучна и близка. Так тих ее голос любви к детству. Так внимательна она к тому, кто опоздал на урок, так примет она слово, которое ее ученик найдет сам, не блуждая по тексту, но анализируя и размышляя.

У учительницы собственная методика анализа материала на уроках литературы. Я смотрела четыре ее занятия, и каждый раз это было похоже на чудо. Оно рождается из хаоса слов, жуткого моего переживания – вдруг дети не справятся? Но каждый раз они находили свое слово.

Для тех, кто помнит: лексика, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация.

Класс делится на группы. Каждая из них работает с одним из перечисленных разделов. Потом собственными наблюдениями делится с коллективом. На работу каждой группы отводится пять – десять минут. Далее ребята рассказывают, что они заметили. Какие слова использует автор – лексика; как звучат эти слова, какие гласные и согласные используются чаще, повторяются, акцентны – фонетика; каких по составу слов больше – с приставками, суффиксами, кратких или полных форм – морфология; как слова сочетаются в предложении – синтаксис; какие знаки препинания предпочитает автор – пунктуация.

После этого анализа у каждой группы рождаются слово или словосочетание.

Это все учитель или ученики записывают мелом на доске. Таким образом, рождается семантический ряд, который приводит учеников к слову.

Наталья Михайловна владеет методикой виртуозно. Слово всегда рождается, и это похоже на чудо. Описать рождение слова мне неподвластно, но этот метод позволяет каждому ученику добраться до собственного открытия. Верю, что таким образом возникают неподдельный интерес к литературе, понимание структуры языка и крепкая увязка двух предметов – русского языка и литературы, когда знание одного помогает в смысловом понимании и чтении. И нет этого излюбленного подросткового: «А зачем это мне?» Русский и литература неотделимы друг от друга и дополняют и проясняют то, что, возможно, было позабыто или упущено в школьном расписании.

Я сожалею, нет, завидую даже, что петрозаводский «пеликан» улетел во Владимирскую область. В голове моей не укладывается, как можно было отпустить? Но Наталья Михайловна птица вольная. На итоговый концерт в Кремле не осталась – улетела к своим детям, которые отчаянно ждали ее к Дню учителя. Кто-то даже написал, что она любимое существительное. «Так вот и существую, оберегая, в сущности, любовь», – резюмировала учительница.

Несколько лет назад Наталья Михайловна была участницей федеральной программы «Сельский учитель» и работала в школе старинного карельского села Вешкелица. Может быть, в Усовой победила эта тяга к тихой нерейтинговой педагогике, где по-прежнему важны голос и интонация учителя? Где слово, записанное мелом на доске, важнее всего аляповатого интерактива, а чтение и владение правилами русского языка – это и есть высшая цель преподавателя-филолога.

Я верю. И желаю счастья. «Пеликаны» – они удивительные и очень разные!

От первого лица

 

Наталья Усова не просто учитель, она еще и блогер. В сфере интересов педагога культура, искусство, литература, творчество. Из всего этого соткана жизнь талантливого филолога и начинающего писателя.


О профессии

…В рамках адаптационных мероприятий для первокурсников Петрозаводского государственного университета встретилась сегодня со студентами-филологами, теми, кто любит слово и в нем и с ним ищет ответы и делает открытия. Надеюсь, что мои мысли были им полезны. Завершающая нота нашей работы оказалась очень правильной.

– Почему школа?

– Потому что в ней дети…

Ради и для. И это особенная мечта. Ее надо… мечтать!

 

О литературе

…15 (строго по возрасту) книг я все-таки порекомендую. Их не обязательно читать в том порядке, в каком они у меня, но предупреждаю: еще более грустные истории здесь сменяют просто грустные, а тема одиночества чередуется с темой жестокости мира, мира [не]идеального. В центре пусть-будет-романа, иногда повести и даже меньше – почти всегда мир подростков или молодых людей, таких, какими я вас иногда видела на уроках в этом году, – пере-жи-вающих. Думаю, вы для себя откроете много новых слов, особенно когда прочтете не-романы-Тарковского. И кстати, о выборе. Если раздумываете, делать или не делать домашнюю работу на лето по языку, то вот вам ответ: делать. И уж как-нибудь успеть отдохнуть.

 

О театре

…Сегодня в постановке А.Янушке­вича «Сад» от Театра кукол Карелии я увидела Чехова, вообще всего Чехова: его героев с их усмешкой, гротеском, фарсом и «чумой» надломившегося времени. Я думаю, сад – это немного все-таки ад. А счастлив, слава богу, один только Фирс.

В 11‑м классе меня учили видеть в драме вишневые деревья. Они-де символ, они-де уходящая эпоха. (Как у Маяковского или Есенина, только у последнего не сады и не дома. Каждому свое.) И я никогда не выдергивала цитаты из текста, чтобы попытаться собрать из них то, что собрал режиссер. В его саду оказались люди, исчезающие из большого образа-дома. Мне их стало очень жаль.

Чехов, к слову, просил, чтобы Лопахин непременно удался, если не удастся, то и пьеса провалится. И чтобы без фокусов! Без фокусов (в самом хорошем смысле) не обошлось. Мне кажется, даже гениальнее фокус был скорее не в образе Ермолая Алексеевича (исполняет заслуженный артист Карелии Дмитрий Будников), а в образе Вари (исполняет заслуженная артистка Карелии Мария Збуржинская), которая носила на груди огроменный ключ. Вот он как раз символ. И, пожалуй, его я хотела разгадать больше других.

Спасибо артистам за эту прогулку по саду жизни, в которой после Чехова словно и не было этих ста лет.

 

О музее

…Пространство пустоты в Городском выставочном зале Петрозаводска: я задумалась над работой «Дыхание Севера» и видеорядом, думается, к ней. Мысли сразу вернулись в детство и к большой воде фильма Андреса Пуустусмаа. У нас часто птицы кружили над озером, это были не такие птицы, какими их увидел С.Соринский, но все-таки дыхание Севера я чувствую так же… Оно в прогулках по кромке воды, в изгибах песчаных линий, в тополином пухе, устилающем пляж, в разбитой барже у устья реки… А Андрес здесь как раз из-за кинотяги к воде: «Ты (героиня О.Фандеры) родилась у большой воды, ты пришла, не зная зачем, и уходишь, непонятно почему». От большой воды однажды уходят…

И еще одна работа – «Осень». Хороша. Поэтична, но без эпитетов. А вообще эта инсталляция – метафора моего вида из окна. Не знаю, что задумывали авторы стихии, пусть это будут мои ассоциации в глиняной пустоте.

 

О творчестве

…Невероятно приятно держать в руках литературный журнал «Север», в котором опубликован мой рассказ. Авторский экземпляр сегодня я подарила дорогому мне человеку, а для семьи и друзей купила несколько сборников, чем немало удивила продавца. Мой «Панфил» стал притчей: так правильнее, так понятен урок, которым он хотел поделиться. Благодарю редакцию журнала за эти минуты писательского счастья и еще за графическое оформление рукописи! Колесо навсегда останется символом нашей непростой жизни.

Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте