Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

В каждом ребенке – чудо, и мы ожидаем его. Будем знакомы: московская школа надомного обучения №410

Дата: 11 мая 2012, 19:50
Автор:

Жизнь школы надомного обучения №410 Москвы, скорее всего, не очень отличается от жизни подобных школ. В таких учебных заведениях обычно работают особые люди. Они отдают детям с ограниченными возможностями здоровья все, чем богаты, без остатка: свой профессионализм, любовь, заботу, все свое время и силы. Перед ними стоят большие задачи: не только дать детям глубокие знания и умение интегрироваться в те социальные условия, какие им может предложить государство, но и воспитать в них силу духа, веру в свои возможности, чувство патриотизма, собственного достоинства, уважение к другим людям. Вот и в нашей школе подобрался коллектив настоящих подвижников, готовых помогать друг другу и детям, развивать у ребят интерес к усвоению предмета и расширению кругозора.

Каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть. Каждый родитель должен иметь возможность выбрать оптимальную траекторию обучения своего ребенка – это гуманно и соответствует статусу правового государства. Школа должна помочь каждому ребенку, независимо от его здоровья и способностей, стать полноценным членом общества. Этой цели служат школы надомного обучения, реализующие общеобразовательные программы для больных детей и детей-инвалидов. Положение о такого рода государственных образовательных учреждений было впервые утверждено Распоряжением Правительства Москвы 25 июля 1995 года. Подобное учебное заведение призвано обеспечить образовательный процесс, воспитание, социальную адаптацию больных детей, стать средством интеграции детей-инвалидов, в мягких щадящих условиях помогать маленькому человеку преодолевать тяготы болезни. Сегодня много говорят об инклюзии детей с проблемами в здоровье и детей, не имеющих таких проблем, рассуждают о необходимости воспитывать толерантного человека. Это правильно. Но нельзя допустить, чтобы одни дети становились средством воспитания других. Наши дети нуждаются в особых условиях обучения и имеют право на них. А инклюзия – она происходит естественным путем на соревнованиях, олимпиадах и конкурсах, в социальных сетях и во дворе. Главное, чтобы у ребенка была уверенность в себе, ее дарит наша школа.

Как живется детям в нашей школе? Комфортно и интересно. Об этом говорят их глаза, улыбки, и желание, с которым они по утрам идут в школу. Они не насмехаются друг над другом, не допускают жестоких поступков. Они привыкли друг другу помогать. Толерантность для них – естественное условие жизни. Многие заболевания внешне никак не проявляются. На вид выглядят здоровыми дети с тяжелой формой астмы, с эпилепсией, лейкозом и др. И кто знает, как себя чувствует стоящий рядом товарищ? Поэтому надо быть терпимым и бережно относиться ко всем. Ученица нашей школы, назовем её Таня, с 1 по 4 класс обучалась в гимназии. Дефекты внешности и речи не позволили ребенку органично вписаться в коллектив. Практически все учебное время она проводила в туалете, а её отсутствия никто не замечал. В пятый класс нашей школы она пришла, не умея ни писать, ни читать, ни считать. Потребовались большие усилия учителей, чтобы доказать ей, что она все сможет преодолеть. В настоящий момент она догнала своих сверстников. Слава – ученик с патологией нервной системы. Поступил к нам  в шестой класс после общеобразовательной массовой школы. Поначалу это был агрессивный ребенок с горящими ненавистью глазами. Он постоянно опасался  язвительных насмешек и нападок и стремился отомстить всем за те унижения, которые ему пришлось  пережить. Прошло три года, и теперь это взрослый, спокойный, способный ученик, от которого школа ждет хороших результатов.

Специфика обучения детей, посещающих школу надомного обучения, состоит в том, что каждый ученик здесь нуждается в индивидуальном подходе и индивидуальном учебном плане. В случае длительного пропуска занятий по состоянию здоровья (болезнь, нахождение на лечении в санаториях, на курортах), педагоги корректируют программу обучения ребенка, уделяя ему дополнительное внимание. Отсутствующих учеников индивидуальной формы обучения временно заменяют учащимися классов, которых следует подтянуть. Их временно переводят на индивидуальное обучение, что позволяет преподавателю сосредоточиться на слабых местах в знаниях ученика. И нам удается раскрыть наклонности и таланты детей, заставить их поверить в то, что будущее не столь мрачно, как они себе представляют, и что многое зависит от них самих. Наши дети принимают участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня наравне со здоровыми учениками. Они учатся игре на гитаре, актерскому мастерству, учатся петь, танцевать, рисовать и играть в шахматы, фотографировать и своими руками делать различные поделки, не раз наши ученики побеждали на всероссийских конкурсах и выставках.

Как нам удается «врачевать душевные раны» наших воспитанников? Ребят окружают добрые, заботливые взрослые, тщательно и ежеминутно создающие для них атмосферу добра, эмпатии и успеха. Свою роль играют и условия школы надомного обучения – малая наполняемость класса, различные формы обучения (индивидуальное, надомное, профильное), щадящий режим дня, полноценное питание, пятидневная рабочая неделя, дозированное домашнее задание, дистанционная поддержка уроков. Несмотря на то, что школа находится в старом здании, которому уже более 60 лет, и уровень его технической оснащенности поддерживать непросто, в школе у нас уютно, красиво, современно. И у детей есть все, что обеспечивает современный уровень образовательного процесса.

Специфика работы с детьми, имеющими проблемы в здоровье, требует особых форм организации учебно-воспитательного процесса. Ведь проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. Негативная ситуация для ребенка с ограниченными возможностями возникает из-за того, что нарушена его связь с миром, ограниченна мобильности, бедны контакты со сверстниками и взрослыми. Поэтому нам кажется естественным, что этих детей, для того, чтобы выровнять их возможности по сравнению со здоровыми сверстниками, надо вовлекать в разнообразные формы деятельности, создавая как можно больше условий для  проявления и развития их способностей. Вот почему так высока техническая оснащенность школьных кабинетов, так много усилий вкладывается в организацию урочной и внеурочной деятельности учащихся. Вот почему каждую четверть зажигает свечи Литературная гостиная, где дети вместе со взрослыми приобщаются к высокой литературе. Вот почему они играют в костюмированных спектаклях, поют и танцуют в новогоднем традиционном мюзикле, участвуя в работе театральной студии «Рампа». Занимаются в спортивных секциях и побеждают в спортивных соревнованиях разных уровней. Собирают экспонаты и проводят экскурсии в школьном музее «Семья в истории страны». Концепция музея, в основе которой лежит идея изучения истории через призму судеб близких детям людей, была принята задолго до празднования Года семьи, до того, как в стране стало возрождаться внимание к родной истории, к патриотическому воспитанию.  6 лет существования и развития музея показали, что она себя полностью оправдала. Стратегия развития школьного музея остается неизменной – от простого к сложному, от маленького к большому – от истории семьи к истории школы;  от истории района «Ростокино», где располагается школа,  к истории страны. Наша школа небольшая, по-домашнему камерная; и ученики, и учителя тесно контактируют между собой, хорошо знают друг друга. Гости школы всегда отмечают  домашнюю обстановку в школе. Этому, с одной стороны, способствует наш музей, с другой – «домашность» позволяет сделать музей таким близким, понятным и простым. Современная молодежь, пресыщенная информацией, не очень реагирует на громкие и отвлеченные слова. Наши учащиеся, имеющие проблемы в здоровье, особенно нуждаются в конкретных и ясных образах. Через музейную деятельность к ним приходит понимание важности каждого человека. Пожалуй, самое главное, что было сделано за эти годы: слова «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» стали для наших воспитанников не просто строкой из песни, а убеждением. Отдавая дань уважения своим родным, людям старшего поколения, дети учатся с уважением относиться и к друг к другу. Фонды музея помогают учителям в проведении тематических уроков. И не только по истории, но и по другим предметам: технологии (история костюма и моды), математики (история вычислительной техники) и др. Экспонаты музея – наглядные пособия, которые дети могут не только увидеть, но и потрогать, изучить и попробовать использовать по назначению.

А еще у нас есть свое издательское дело, которое существует в нашей школе с 2004 года. Сначала появилась газета старшей школы «Радуга» и литературно-художественный журнал «Артос», потом газета начальной школы «Лучик». Теперь у нас пять изданий, зарегистрированных в реестре школьной прессы России. Мы издаем ежемесячные газеты «Лучик» и «Радуга», ежегодный журнал «Артос» – результат совместного творчества учителей и учеников, ежегодный журнал методических статей наших учителей «Педагогический поиск», раз в год выходит альманах «История 410», в котором сохранены на память самые яркие страницы жизни школы. У нас в школе есть уютный уголок в вестибюле, где под настольной лампой собираются наши читатели, где рождаются замыслы статей, стихов, интервью. Наш руководитель и учитель – Культурологический лицей №1310, который издает журнал «Лицейское и гимназическое образование». Под руководством профессионалов мы создаем школьную прессу по правилам и стандартам «взрослой», обучаем детей издательскому делу, помогаем им выбрать путь в жизни. В основу нашей работы положены принципы, делающие школьную печать лучше и чище взрослой, ведь её создатели – дети. Мы стараемся, чтобы ребята все делали сами: от замысла и текстов до фотографий и рисунков, чтобы инициатива исходила от детей. Ребята понимают, что наше издательство – не игра и не имитация деятельности, а настоящее серьезное дело, и относятся к нему как к своему детищу. Недостатка материалов для нового номера никогда не бывает. Ребята приносят, присылают на электронную почту, предлагают темы, рубрики. Особенно радует, когда в работу включаются ученики-надомники, как правило, тяжелобольные дети, становятся авторами статей, стихов, фотографий, рисунков. Их жизнь расцветает новыми впечатлениями!  Наши газеты очень содержательны. На их полосах впечатления от прочитанного, от школьного мероприятия, от поездки или экскурсии, описание летних приключений, размышления на общественно-значимые темы. В этом учебном году появилось еще одно издание – электронный журнал «Окошечко 410» (www.okoshechko410.ru) и сразу привлекло к себе внимание, давая нашим воспитанникам поле для общения, а нам – дополнительное поле для воспитания и просвещения.

В деле воспитания наших детей с ограниченными возможностями здоровья и неограниченными возможностями развития у нас много помощников и единомышленников. Давно и плодотворно дружит школа с Управой района «Ростокино». Руководитель муниципалитета А.А.Пушкин – частый гость наших праздников, традиционно Управа проводит у нас День здоровья с шумными и веселыми  спортивными конкурсами. Давний наш друг –  депутат Московской городской Думы Т.А.  Портнова. Не забывают нас и ветераны, а член Совета ветеранов «Ростокино» Ю.В.Примаков помогает нам в деле воспитания и на уроках, и на торжественных мероприятиях, и на встречах в школьном музее. Добрыми друзьями школы стали члены Союза «Чернобыль» В.В.Титов, А.Н.Трухин и В.М. Лялич. Да разве только они одни! Главные наши помощники и единомышленники – это, конечно, родители учеников. От них зависит очень многое. Те, кто просвещение и обучение детей полностью возлагают только на школу и сами не участвуют в образовании детей, кто из чувства ложной жалости к больному ребенку забыл о требовательности и не спрашивает с сына или дочери, не могут рассчитывать на воспитание эрудированного и ответственного человека. Но таких у нас мало. Большинство родителей дружат со школой, работают во взаимодействии с ней и на взаимодоверии. Мы сотрудничаем со школами надомного обучения Москвы округа, литературным институтом им. А. Горького, полиграфическим колледжем им. И. Федорова.

Много лет  школа ведет инновационную деятельность, является городской экспериментальной площадкой 2-го уровня «Отработка модели ресурсного центра  «Школьная пресса»».

Мы открыты для всех и всегда рады гостям и новым воспитанникам. Девиз нашей школы  «В каждом ребенке – чудо, и мы ожидаем его».

Нина Паршикова, директор, Тамара Базилевич, заместитель директора по УВР, Елена Яровая, Елена Николаева, Юлия Выдрина, Светлана Илюшина, учителя школы надомного обучения №410 Москвы

Фото из архива школы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt