В конце 2018 года \”Учительская газета\” сообщала о том, что в Карелии планируется масштабная оптимизация в образовании. Под ударом оказались сельские школы республики. В открытый доступ попало письмо, из которого следовало, что карельские власти составляют план оптимизации школ в районах.
В региональном Министерстве образования заявили, что письмо — это рабочий документ для внутреннего использования. Иначе к проблеме относятся руководители Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова и Татьяна Танцева. \”Планируемые в тиши кабинетов преобразования затронут каждую школу, расположенную за пределами карельских городов, каждого сельского ученика и каждого учителя\”, — считают эксперты.Руководители Ассоциации подчеркивают, что по закону планируемые чиновниками изменения должны быть согласованы. То есть необходимо организовать общественное обсуждение и получить одобрение местного сообщества того или иного сельского поселения, а также провести экспертизу оценки не только экономических эффектов, но и социальных последствий. По словам специалистов, в первую очередь важно родительское мнение. Только папы и мамы непредвзято оценят целесообразность предлагаемых изменений для каждого ребёнка.К дискуссии об оптимизации школ постепенно подключаются представители образовательного сообщества. Ситуацию прокомментировала лауреат Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2018 Виктория Стафейкова. Она является учителем младших классов средней школы села Толвуя Медвежьегорского района Карелии.— Родители иногда сами начинают искать для ребёнка лучшие условия: с 5 класса отдают в кадетский корпус. Некоторые приходят сами и просят взять ребёнка в интернат, потому что работают вахтой, – говорит педагог. — В соседних посёлках закрыли две школы, но там создалось безвыходное положение. В одной школе учились три человека, школа осталась без учителей, никто не ехал работать: нет никаких удобств и связи. В другой — уроки музыки, физики и истории вёл один учитель, а на уроках физкультуры присутствовали учащиеся 1-9 классов, остальные учителя — приезжие из соседних посёлков. Районная администрация до последнего боролась за эти школы. Поэтому ставя запятую во фразе \”Сохранить нельзя разрушить\”, нужно индивидуально оценить каждую школу, попавшую в \”чёрный\” список. При любой возможности важно сохранить учебное заведение.Как сообщают в Ассоциации, на ситуацию с предполагаемым сокращением сельских школ уже отреагировали учёные из Красноярска, Орла, Ярославля, директора и педагоги школ в районах республики. Профессиональное сообщество небезразлично к происходящему, реакция сообщества насыщена эмоциями: все возмущены массовостью и скоропалительностью реструктуризации без учёта жителей сельских территорий.Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета Галина Янюшкина уверена, что сохранение школы — единственное условие сохранения села. Современная малокомплектная школа открыта социуму, педагоги образовательных организаций хотят и умеют работать, владеют технологиями, методами и средствами обучения, понимают необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей школьников, готовы к профессиональному саморазвитию, считает эксперт.— Необходима разработка содержания многопрофильной подготовки учителей малокомплектной школы, ориентированного на сохранение села, культуры, языка, — считает Галина Янюшкина. — Для малокомплектных сельских школ нашей республики нужны учителя начальных классов широкого профиля, способные вести два-три профилирующих предмета гуманитарного или естественнонаучного циклов в средней школе, а также воспитательную работу в социуме.\”Учительская газета\” продолжает следить за развитием ситуации.
\”Планируемые в тиши кабинетов преобразования затронут каждую школу, расположенную за пределами карельских городов, каждого сельского ученика и каждого учителя\”, — считают эксперты.
Руководители Ассоциации подчеркивают, что по закону планируемые чиновниками изменения должны быть согласованы. То есть необходимо организовать общественное обсуждение и получить одобрение местного сообщества того или иного сельского поселения, а также провести экспертизу оценки не только экономических эффектов, но и социальных последствий. По словам специалистов, в первую очередь важно родительское мнение. Только папы и мамы непредвзято оценят целесообразность предлагаемых изменений для каждого ребёнка.
К дискуссии об оптимизации школ постепенно подключаются представители образовательного сообщества. Ситуацию прокомментировала лауреат Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2018 Виктория Стафейкова. Она является учителем младших классов средней школы села Толвуя Медвежьегорского района Карелии.
— Родители иногда сами начинают искать для ребёнка лучшие условия: с 5 класса отдают в кадетский корпус. Некоторые приходят сами и просят взять ребёнка в интернат, потому что работают вахтой, – говорит педагог. — В соседних посёлках закрыли две школы, но там создалось безвыходное положение. В одной школе учились три человека, школа осталась без учителей, никто не ехал работать: нет никаких удобств и связи. В другой — уроки музыки, физики и истории вёл один учитель, а на уроках физкультуры присутствовали учащиеся 1-9 классов, остальные учителя — приезжие из соседних посёлков. Районная администрация до последнего боролась за эти школы. Поэтому ставя запятую во фразе \”Сохранить нельзя разрушить\”, нужно индивидуально оценить каждую школу, попавшую в \”чёрный\” список. При любой возможности важно сохранить учебное заведение.
Как сообщают в Ассоциации, на ситуацию с предполагаемым сокращением сельских школ уже отреагировали учёные из Красноярска, Орла, Ярославля, директора и педагоги школ в районах республики. Профессиональное сообщество небезразлично к происходящему, реакция сообщества насыщена эмоциями: все возмущены массовостью и скоропалительностью реструктуризации без учёта жителей сельских территорий.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики общего и профессионального образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета Галина Янюшкина уверена, что сохранение школы — единственное условие сохранения села.
Современная малокомплектная школа открыта социуму, педагоги образовательных организаций хотят и умеют работать, владеют технологиями, методами и средствами обучения, понимают необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей школьников, готовы к профессиональному саморазвитию, считает эксперт.
— Необходима разработка содержания многопрофильной подготовки учителей малокомплектной школы, ориентированного на сохранение села, культуры, языка, — считает Галина Янюшкина. — Для малокомплектных сельских школ нашей республики нужны учителя начальных классов широкого профиля, способные вести два-три профилирующих предмета гуманитарного или естественнонаучного циклов в средней школе, а также воспитательную работу в социуме.
\”Учительская газета\” продолжает следить за развитием ситуации.
Фото автора
Комментарии