Борьба за строчку в «длинном списке» литературной премии «Дебют» напоминает конкурс в престижный вуз – 5-6 человек на место. Оно и понятно: список под символическим названием «100 лучших молодых авторов: гражданство – русский язык» – первый шаг к победе, которая принесет не только призовой миллион рублей и возможность опубликовать свое произведение, но и гарантирует пропуск в мир большой профессиональной литературы.
\”Длинный список\” литературной премии на официальном сайте \”Дебюта\”: http://www.pokolenie-debut.ru/news/long-list-nezavisimoy-literaturnoy-premii-debyut-2015-goda_8301
Если премиальный чек и еще пахнущая типографской краской, свежеотпечатанная книга – это осязаемая реальность, то пропуск в литературу – нечто эфемерное, мифическое, больше смахивающее на ни к чему не обязывающий оборот речи. Однако это не совсем так. За пятнадцать лет, прошедшие с тех пор, как Гуманитарный фонд Андрея Скоча «Поколение» основал премию, через эту «детскую» прошли авторы, которые если и не претендуют пока на звание живых классиков, то уж точно имеют право именоваться современниками, вполне достойными нашего внимания. В разные годы «Дебютом» были отмечены драматурги Василий Сигарев и Ярослава Пулинович, писатели Сергей Шаргунов и Денис Осокин. Давний друг «Дебюта», директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, заметил, что в этом сезоне в короткий список престижной «взрослой» премии «Русский букер» попали сразу три «дебютанта» разных лет: Алиса Ганиева с романом «Жених и невеста», Александр Снегирев и его «Вера» и Владимир Данихнов с «Колыбельной». У прозаика Алисы Ганиевой сейчас вообще горячая пора. В ожидании решения жюри «Русского буккера», она и сама стала судьей: вместе с критиком Евгением Ермолиным, поэтом Владимиром Губайловским и председателем жюри, писателем Андреем Геласимовым составляет «короткий список» и выбирает победителей «Дебюта», чьи имена буду торжественно оглашены 15 декабря.
Дел у экспертов много. За два месяца им предстоит прочитать 21 роман, 31 подборку рассказов и 21 – эссе и 27 поэтических сборников. Те, кто уже приступил к работе, отмечают, что большинство текстов написаны сильной и крепкой рукой, и в них виден почерк вовсе не дебютантов, но уже профессионалов, успевших сформировать собственное мировоззрение и овладеть «внятным синтаксисом». Столь приятная перемена связана с тем, что организаторы премии увеличили возрастной ценз, и если раньше участвовать в конкурсе могли авторы до 25 лет, то теперь дорога к победе открыта всем, кто еще не достиг 35-летия.
А вот что остается неизменным, так это география «длинного списка». Рукописи на «Дебют» приходят не только из больших городов и крошечных поселков России, но и из Украины, США, Германии, Швеции. Потому что единственное требование к гражданству соискателей – русский язык…
По словам бессменного координатора «Дебюта», писателя Ольги Славниковой, в этом году на конкурс поступило много произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Популярная тема – «портреты городов», социальные сети и их обитатели. Так, сразу несколько повестей назывались «Селфи». Одной из них удалось попасть в «длинный список».
Несмотря на то, что в начале нынешнего сезона «Дебют» официально заявил о присуждении наград в четырех номинациях, в декабре будут чествовать пятерых победителей. Дело в том, что на конкурс неожиданно пришло множество произведений для детей и юношества, и основатель премии Андрей Скоч решил учредить специальный приз лучшему автору, пишущему для подрастающего поколения.
Фото Анатолия Степаненко с сайта www.pokolenie-debut.ru
Комментарии