Пункт 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ превратился в дубину для расправы с неугодными директорами.
\”Учительская газета\” уже рассказывала о скандале, который \”прославил\” небольшой городок Волчанск на всю страну: местные власти 31
декабря 2013 года
сняли с поста директора школы № 26
Сергея Александровича Воронина
без объяснения причин.
чера, 29
января 2014 года,
его
восстановили в должности.
Первые дни наступившего года Сергея Александровича напоминали больше войну, а итоги каждого дня — сводки с фронта. Причина произошедшего – пункт второй статьи 278 Трудового кодекса РФ. Он уже давненько превратился в своеобразную дубину для расправы с неугодными директорами – руководствуясь этим документом, местные власти могут даже не озвучивать причины увольнения. Вот только чиновники не учли одного: может быть, кому-то наверху директор не полюбился, зато дети встали горой на его защиту – старшеклассники школы № 26 вышли на линейку с плакатами, не побоялись угроз со стороны силовиков и повторяли про своего директора, что он лучший и другой им не нужен.
Как рассказал сам Сергей Александрович, вчера утром ему позвонили из администрации города и сообщили, что на встречу его приглашает мэр Александр Вервейн.
– Только приехал домой, – рассказал в среду вечером Воронин корреспонденту \”Учительской газеты\”.- В Волчанске сейчас минус 40, а в душе – если не весна, то оттепель. Победа, конечно. Но это не восстановление, а заключение нового договора – срочного на полтора года и с уменьшенным в два раза окладом. Но я согласился, чтобы не \”разрывать\” школу, оставляя её в неизвестности. Все очень рады!
В момент, когда \”Учительская газета\” готовила заметку о происходящем, приходилось общаться не только с чиновниками, самим директором школы, но учениками и выпускниками. Несмотря на то, что конфликт кажется исчерпанным, все еще актуальным остается вопрос, а что же будет с детьми – старшеклассниками, которые первые забили тревогу и вышли на линейку? Дети, которые перед зимними каникулами узнали, что их директор уволен без объяснения причин, уже 13 января, очень верно оценив ситуацию, отреагировали быстрее, чем СМИ, социальные сети и чиновники.
За такую реакцию и неготовность к компромиссам старшеклассников начали пугать – штрафами, вопросами о выпускных экзаменах и проверками, которые, кстати, пытались вести во время уроков и самого же Сергея Александровича Воронина, учителя истории и обществознания. Но учитель на урок к себе никого не пустил. Да и дети – не сломались. В тот момент, пока их родителей вызывали в полицию, пока было неизвестно, восстановят ли их директора в должности, они рассказывали о своем учителе. Удивительно, но все ученики Воронина и выпускники разных лет говорят о нем почти одинаково: умный, талантливый, не только учитель, но и друг, советник, наставник.
Вероника Хамидуллина, выпускница 2013 года:
– Воронин – человек с большой буквы. Лично для меня он является не только бывшим учителем, директором школы, но и другом. Видно, что человек делает всё искренне, во благо обществу, не жалея себя физически, своего личного времени. Если бы я находилась в городе 13 числа, я бы стояла в первом ряду перед крыльцом школы и не молчала бы точно. Я сама учусь в Педагогическом университете и планирую вернуться в Волчанск, чтобы работать в родной школе.
Наталья Бабинцева, выпускница:
– Мы все время говорим о том, какое аморфное поколение у нас растет, а после того, как молодежь заявляет о себе и пытается выразить свое мнение и гражданскую позицию, местная власть в испуге судорожно отмахивается от них, утверждая, что \”это не их дело\”. Если подытожить, то ребята молодцы, они не пошли бить стекла или протыкать колеса автомобилей, не объявляли забастовку или голодовку, а выразили свое мнение вполне цивилизованным способом, пусть и не совсем законно, во всяком случае им не будет стыдно смотреть своим родителям в глаза за такое нарушение закона. На мой взгляд, Воронин в настоящее время имеет значительный моральный перевес и пользуется большим уважением у горожан, чем нынешний глава города.
Артём Березин, выпускник:
– Считаю, что такими увольнениями происходит выживание с должностей очень хороших людей, знающих свою работу. Старшеклассников, которые вышли на пикет, я полностью поддерживаю, и, если честно, если бы я сейчас учился в школе, то и сам бы так поступил. И думаю, что многие выпускники нашей школы поддержали бы меня. Ребята молодцы, что высказали своё мнения. Мы же демократическое государство, и власть должна быть у народа, а не у чиновников.
Старшеклассница школы №26, Волчанск:
– Воронин – образованный и справедливый человек. Сергей Александрович все , что выделено школе, направлял на нее до копейки. Это и видно, наша школа обустроена лучше, чем остальные.
Житель Волчанска:
– На мой взгляд, в школе происходит восстановление правды и борьба с несправедливыми действиями по отношению к директору школы Сергею Александровичу Воронину. Ребят полностью поддерживаю – они молодцы! Сумели доказать, что настроены серьезно и бороться будут до конца.
Дарья Иванова, выпускница 2012 года:
– Сергей Александрович Воронин – не просто директор, это человек, который прекрасно справляется со своими обязанностями, всегда готов помочь и поддержать. Это не просто учитель, он друг и наставник. На мой взгляд, с ним поступили несправедливо. Если человек не боится власти и в чем-то с ней не согласен – это не повод снимать его с должности. Мнение детей нужно учитывать! Ребята – молодцы, они из поколения, которое не молчит и хочет знать правду, а это заслуживает уважения.
Но сегодняшнюю школу оценивают не по отношению педагогов к детям, а по результатам ЕГЭ и прочим формальным показателям. Они как раз у школы в полном порядке: с момента введения госэкзамена абсолютно все выпускники его сдавали, демонстрируя при этом один из самых высоких процентов охвата предметами по выбору. В 2013 учебном году 90% одиннадцатиклассников поступили в вузы и колледжи. Высокие баллы по истории и математике зафиксированы в общеобразовательных классах. Эти данные стали результатами проверок, которые обрушились на школу в 2013 году, но тогда ошибок в высоких показателях не нашли.
– Наша школа – еще и дом для ребят. В любых обстоятельствах моих учеников здесь ждет тарелка горячего супа, хлеб и чай. Школа работает с восьми утра до девяти вечера. Компьютерные классы у нас не закрываются, все ребята находятся в школе столько, сколько им нужно, даже в выходные, – рассказывает Сергей Александрович Воронин.
Собственно, восстановление директора в должности – еще одно подтверждение того, что конфликт между ним и мэром – из плоскости мировоззренческой и политической, ведь Сергей Александрович – депутат городской Думы, а школа, которой он руководит уже восемь с половиной лет – развивается вполне успешно.
– Я также, как и раньше, буду работать по совести и буду голосовать так, как считаю нужным, аргументируя свои решения, – говорит Воронин прямо о своей депутатской деятельности.
Мэр города Александр Вервейн уверил директора школы, что \”отношения между ними обнуляются, и главная задача теперь, которая стоит перед ними, – наладить здоровые рабочие отношения\”. Но ситуация с увольнением и с восстановлением Сергея Воронина в должности наглядно показывает, насколько не защищен директор школы законодательно. Взять для примера эту историю – ни в случае увольнения, ни в момент восстановления Сергея Александровича в должности, мэр города свои решения не прокомментировал.
Контракт Сергея Александровича вступит в силу с 10 февраля.
– Надеюсь, что хотя бы мешать не будут эти полтора года. А там – \”или падишах помрёт, или осёл сдохнет\”, – устало улыбаясь, говорит он.
Андрей Демидов, сопредседатель профсоюза \”Учитель\” прокомментировал ситуацию с увольнением директоров в РФ:
– Хороший директор – товар штучный. Зачастую смена директора приводит к полному изменению лица школы. Увольнения \”без объяснения\” только часть айсберга. Часто увольняются \”по собственному желанию\”, но перед лицом недвусмысленной угрозы. Решает ли проблему выведение руководителей бюджетных организаций из-под действия п. 2 ст. 278? Полностью, конечно, нет. Директор будет чувствовать себя защищенным только тогда, когда не будет вынужден действовать на основании множества противоречивых инструкций, а зачастую и устных указаний. И это задача создания прозрачных правил игры в образовании. Но если меч \”увольнения без объяснения\” не будет висеть над директором, то все же уверенности у хороших руководителей прибавится. А там и до создания независимой директорской ассоциации, которая сможет ставить на место зарвавшихся чиновников, недалеко. С чего-то надо начинать и кампания за запрет \”увольнения без объяснения\” – хороший повод начать консолидацию здоровой части директорского корпуса.
\”Учительская газета\” продолжает следить за развитием ситуации.
Фото из личного архива Сергея Воронина
Фото акции — из личного архива А. Павлюченковой
Фото Вервейна – www.oblgazeta.ru
Комментарии