search
main
0

Урок по изобразительному искусству с ИКТ-сопровождением в 3 классе на тему «Ажурные ограды».

Результаты освоения учебного предмета: личностные: учащиеся рассматривают и сравнивают реальные решётки, ограды, выполненные из чугуна; метапредметные: учащиеся знакомятся с законами стилизации архитектурных элементов, выполненных из металла, ведут диалог; участвуют в обсуждении декоративных композиций, анализируют технику выполнения работы; предметные: учащиеся овладевают навыками прорезной аппликации; создают проект импровизации ажурной ограды по мотивам каслинского чугунного литья.

Место урока в программе: 3 урок 2 четверти «Искусство на улицах твоего города».

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, продуктивная.

Форма организации обучения: индивидуальная.

Педагогические средства обучения: презентация Power Point (наглядность), беседа, демонстрация.

Информационно-методическое обеспечение: ИКТ.

Техническое обеспечение занятия: ПК, экран, проектор.

Материалы: цветная бумага, карандаш, клей, ножницы.

Информационные источники:

http://www.iron-studio.ru/images/photos/01arch/11.jpg

http://www.steel-tm.ru/images/kasly.gif

http://www.stfond.ru//images/load/Image/2012/05/kaslinskoe-litie020504.jpg

http://www.steel-tm.ru/ki/139-256-513.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5703/mela17.e/0_58153_3ab95796_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4212/varandej1.97/0_3c0f4_2c50141e_XL

http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/otto201027.1a/0_61885_9557b844_L

http://content.foto.mail.ru/mail/guseva-margarita/_blogs/i-15161.jpg

http://art.kac3.ru/files/images/1021_b.jpg

http://www.mv74.ru/e107_files/mediagallery/images/kasli-19.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/guseva-margarita/_blogs/i-15181.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/guseva-margarita/_blogs/i-15214.jpg

http://art-con.ru/files/u11/casting2/image129.jpg

http://art-con.ru/files/u11/casting2/image128.jpg

http://www.georg98.ru/photos/0118.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/reshetka34_3d1000kh1000.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/guseva-margarita/_blogs/i-15199.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/guseva-margarita/_blogs/i-15210.jpg

http://www.stecca.ru/gall/103.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie02_3d_4520.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie07_3d_4524.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie06_3d.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie04_3d.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie07_3d.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie06_3d_4523.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/27.jpg

http://www.kac3.ru/files/images/ograzhdenie03_3d_4521.jpg

http://www.termist.com/bibliot/popular/mezenin/mezenin_052.htm

Безай Ю.А. «Включение регионального компонента по изобразительному искусству», Магнитогорск, МАГУ, 2000

Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. Мир художественного литья. Технологии. УРСС. М., 1997

Бунатян Г.Г.«…Оград узор чугунный», Лениздад, 1990

Конспект урока

Организационно-подготовительный этап.

Приветствие.

Слайд 1. Информационный (детям не показывается).

Переход на следующий слайд по щелчку.

Слайд 2. Название темы урока.

Слайд 3. Содержание урока с гиперссылками.

Познавательно-игровой этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие во времени и в пространстве!  Наша машина времени перемещает нас на столетия назад. Приготовились? Пристегнули ремни и вперед! То есть назад, в начало XIX века.

Слайд 4

Учитель: Вот мы очутились на улице старинного городка. Здесь нет ни машин, ни многоэтажных домов, ни городского шума. Середина рабочего дня, и на улицах пустынно, зато в  заводском посёлке жизнь кипит – дымят трубы большого завода, на лошадиных подвозах к нему свозят уголь, руду.

Слайд 5

Учитель: Мы с вами находимся на старинном чугуноплавильном заводе посёлка Касли. Здесь выплавляют железо и руду.  Этот городок славится мастерами литейного дела. Более 250 лет назад эти земли за бесценок купил у башкир и построил на них завод тульский купец Якоб Коробов. Позже он продал завод Никите Демидову, владельцу многих уральских заводов. Уже тогда в Каслях начал развиваться такой художественный промысел, как чугунное литьё.

Кто мне ответит, что такое чугунное литьё? А где вы видели предметы из чугунного литья? Встречается ли оно в нашей жизни?

Слайд 6

Учитель: Много лет тому назад нельзя  было представить жизнь без чугунных изделий. Наши прабабушки гладили бельё чугунными утюгами, а дверцы, заслонки печей, чугунные горшки и сковородки? Каслинский чугун был в каждом доме.

Можно воспользоваться гиперссылкой и вернуться к содержанию урока.

Учитель: Но чем же прославился город Касли?

Слайд 7

Учитель: Художественным литьём! Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не получило такого распространения и не достигло такого совершенства, как в России. Замечательные страницы в историю развития литья в России вписали уральские литейщики. Они создали как чудесные чугунные кабинетные произведения, так и парковые ансамбли и ограды набережных, монументальные памятники и грандиозные сооружения, удивляющие весь мир.

Слайд 8

Учитель: В 1900 году состоялась Всемирная выставка в Париже. И каслинцы удивили весь мир своим чугунным павильоном.

Слайд 9

Учитель: Павильон представлял собой легкий металлический каркас, искусно орнаментированный тончайшими барельефами, скульптурными изображениями птиц, животных и диковинных цветов.

Слайд 10

Учитель: Каслинские мастера как бы соткали павильон из тонкого литейного кружева. Павильон произвел на выставке необычайно сильное впечатление и удостоился высокой награды.

Учитель: Ребята, мы ходим по улицам нашего города и можем увидеть…

Ограды, красивые решётки, оформление балконов, окон…

Слайд 11

Учитель: Нужно сказать, что ограды и ажурные ворота каслинского литья известны далеко за пределами Урала. Прогуливаясь по улицам Москвы, Петербурга и многим другим городам нашей страны, вы то и дело будете встречать каслинский чугун. Такую славу каслинский чугун получил не случайно, ведь каждое творение – это труд десятков людей: формовщиков, литейщиков, чеканщиков, художников.  О своих земляках замечательно написал Павел Бажов: «В чем тут главная точка была, сказать не умею. Кто говорил – чугун здешний особый, только на мой глаз, чугун – чугуном, руки – руками. Про это, ни в каком деле забывать не следует».

Слайд 12

Учитель: На Каслинском заводе решётки отливаются в течение двухсот лет. Уже в 30-е годы XIX века изделия отличались сложностью и редкостным качеством исполнения.

Ярким примером может служить ограда по рисунку архитектора Е. Тюрина,  отлитая в 1833 –1838 годах для одного из зданий МГУ.

Стойки ограды выполнены в виде горящих факелов, а в узоре ажурных панелей — множество пластически выразительных аллегорических изображений на тему искусства и науки.

Слайды 14-22

Переходы на следующие слайды по щелчку.

Учитель: Давайте посмотрим нашу галерею.

А кто-нибудь из вас задумывался, как рождаются  чугунные узоры?

Мастера подсмотрели узоры у природы. Паутина, замысловатые морозы на стекле, элементы растений – все это и легло в основу ажурных резных оград.

Слайд 23

Учитель: А что такое орнамент?

Какие принципы построения орнамента лежат в основе любой ограды?

В основе чугунных решеток лежит линейный орнамент. Это узор, построенный на ритмичном чередовании и организационном расположении всех элементов, вписывающихся в полосу. Его обычно располагают в полосе с вертикальным и горизонтальным чередованием мотива. Повторяемость элементов в линейном орнаменте осуществляется в виде зеркального отражения или переноса.

Ребята могут воспользоваться таблицами с вариантами симметрии орнаментальных лент.

Учитель вместе с ребятами анализирует виды симметрии, принципы построения линейного орнамента, сравнивает виды мотивов и их стилизацию.

Слайд 36 Построение орнамента

На слайдах №36, 37, 38 ребята могут проверить свои знания, используя триггеры. Слева на слайде дано утверждение, а справа выбирается правильный ответ. Неверный ответ исчезает, а верный увеличивается в размере.

Слайд 38 Материалы

Слайд 39 Мастер-класс

Задание: Вырезание из сложенной цветной бумаги ажурных решёток, оград, ворот.

Перед началом работы проверяем знания по технике безопасности при работе с ножницами и острыми инструментами.

Алгоритм выполнения задания:

1.      Посмотреть иллюстративный материал с изображением ворот и литых оград;

2.      Сложить прямоугольный лист бумаги веером или пополам, затем половинки свернуть внутрь.

3.      На сложенном прямоугольнике изобразить мотив орнамента или узора.

4.      Карандашом придать толщину каждому элементу.

5.      Заштриховывать части рисунка, которые надо вырезать, не забывая про перемычки соединений.

6.      Вырезать заштрихованные места, не нарушая перемычки соединений элементов (если их разрезать, то все распадётся).

7.      Развернуть аккуратно «решётку», приклеить на бумагу или картон.

Критерии оценки детских работ на уроках «Ажурное кружево из металла»:

– Соблюдение законов построения орнамента в полосе.

– Овладение навыками работы в технике прорезная аппликация.

– Использование законов стилизации в изображении изделий, выполненных из металла.

– Создание собственных проектов – импровизации по мотивам каслинского чугунного литья.

– Аккуратность выполнения работы.

В ходе самостоятельной работы учитель наблюдает за работой учеников, следит за техникой безопасности.

По окончании работы, ученики демонстрируют вырезанные «решётки», рассказывают, какие приёмы использовали в работе, называют растительные стилизованные элементы.

Учитель: Начинающие художники нашего города придумали замечательные ворота, ограждения для мостов, парков, скверов. Спасибо за урок.

Елена Холькина, учитель ИЗО, МХК, черчения средней школы № 8 города Магнитогорска Челябинской области

В прикрепленных файлах:

Инструкция по охране труда.

Таблица линейных орнаментов.

Технологическая карта выполнения прорезной аппликации.

Презентация к занятию доступна для скачивания здесь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте