search
main
0

Урок иностранного: роль учителя в изучении норм, культуры, законов и традиций носителей языка

Сегодняшний высокий темп изменений во всех отраслях жизни, связанный с цифровизацией и внедрением высоких технологий, диктует свои правила, и сфера образования не является исключением. Школьники и студенты нынешнего поколения обладают практически неограниченным доступом к любой информации, активно коммуницируют со своими сверстниками со всего мира, присутствуют в многочисленных социальных сетях. В образование внедряются искусственный интеллект, интерактивные онлайн-платформы, анализ больших данных, интернет вещей и десятки не таких заметных, но от этого не менее важных технологий.

Проблема развития теорий и прикладных методик образования, дискуссии о роли педагога волнуют не только исследователей, – ведь так или иначе с образовательной деятельностью сталкиваются ежедневно десятки миллионов людей. Самый яркий пример такого рода «столкновения» – повсеместный переход на онлайн-обучение во время пандемии 2020, когда на дистант была вынуждена перейти даже младшая школа, что до той поры на всех уровнях считалось невозможным или, как минимум, неэффективным и нецелесообразным.

О новой роли учителя в эпоху бурных технологических и информационных перемен мы хотим рассказать на примере разработок известного российского педагога-исследователя, автора ряда образовательных методик, в том числе включающих применение арт-технологий, Инги Соловьевой, учителя английского языка из Тюмени. В основе ее профессионального мировоззрения лежит глубокое понимание огромного влияния учителя на дальнейшую судьбу своих учеников и меры ответственности перед ними. Наверное, наилучшей иллюстрацией этого мировоззрения будет цитата из любимого в народе фильма «Ирония судьбы, или с легким паром»:

– Ошибки врачей дорого обходятся людям.

– Да…Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, они обходятся людям не менее дорого.

Педагогическая концепция Инги Соловьевой состоит в переходе от традиционной парадигмы «знаний, умений и навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе. В число таких качеств входят способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, умение критически мыслить, анализировать возникающие проблемы и находить пути их решения, эффективно работать с информацией, быть коммуникабельным и постоянно развиваться, повышая свой профессиональный и культурный уровень. Иными словами, педагог предлагает формировать у учеников отношение к образованию как к своей главной работе, в рамках которой они самостоятельно и с помощью учителя ищут ответы на интересующие вопросы, через которую приобретают знания и умение применять их в реальной жизни. В рамках данной концепции урок становится не только источником предметных знаний, но и средством получения знаний о мире в целом, способом всестороннего развитии личности.

Изучение иностранных языков не является исключением. Язык играет значительную роль в современных средствах коммуникации, а значит – в получении и передаче информации. Методика Соловьевой подразумевает, что современный урок английского или любого другого языка международного общения представляет собой не просто время для пополнения словарного запаса и заучивания грамматических правил. Она убеждена, что для полноценного овладения языком необходимо погружение в его контекст, включая нормы, традиции и законы, характерные для носителей данного языка, а также знакомство с историей, культурой, искусством и даже политическим устройством страны его происхождения. Понимание культурных и социальных особенностей страны помогает ученикам начать «чувствовать» язык, правильно выбирать лексику в соответствии с конкретной ситуацией, а также адекватно интерпретировать и использовать жесты и мимику. Без знания национального культурного контекста высказывания могут быть поняты неверно или даже показаться оскорбительными.  Инга Соловьева утверждает, что знание и понимание традиций страны изучаемого языка позволяет ученикам эффективно использовать полученные на уроках знания на практике, например, при зарубежных поездках помогает быстро адаптироваться в новой среде, обеспечивает безопасность и помогает избегать социальных и правовых ошибок, предотвращая непреднамеренное вовлечение в правонарушения или конфликты. А проявление уважения к культуре, традициям и законам носителей языка важно для установления позитивных межнациональных отношений и построения доверительных контактов.

Методика Соловьевой включает в себя несколько способов создания образовательной коммуникационной среды. Первый способ – это интеграция в учебный процесс материалов, отражающих культуру носителей языка – литературы, кино, музыки и театрального искусства. Это не только помогает обогатить культурные знания, но и, одновременно, существенно расширяет словарный запас учащихся. Второй способ – организация культурных мероприятий, фестивалей и тематические дней — это особенно эффективно для создания мотивации и интереса к изучению языка. Третий способ – проведение ролевых игр и дискуссий, где ученикам предлагается смоделировать и разрешить проблемную ситуацию, применяя новые знания и примеряя на себя различные социальные роли. В ходе таких игр помимо приобретения языковых навыков происходит изучение базовых правовых норм, особенностей взаимоотношений в обществе и других важных аспектов.

Рассмотрение методики Инги Соловьевой делает понятной роль учителя в освоении норм, культуры, законов и традиций носителей языка, которую невозможно переоценить. В рамках этой методики педагог, действуя как атташе, создает условия для успешной интеграции учеников в новое культурное и языковое пространство. Так что несмотря на бурные перемены и стремительный научно-технический прогресс высокая и важная профессия учителя остается неизменно-востребованной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте