Учителя и преподаватели географии направили письмо президенту Русского географического общества Сергею Шойгу, в котором рассказали об исключении авторитетных изданий по географии из нового федерального перечня учебников.
Председатели региональных отделений Российской ассоциации учителей географии, педагоги, а также представители общественности отмечают, что из перечня исключены издания, основанные на предметных знаниях и современных педагогических технологиях. Об обращении учителей географии сообщает ТАСС, ссылаясь на имеющееся в распоряжении редакции письмо.
Авторы письма отмечают, что новый федеральный перечень учебников (ФПУ) основан на проведенной в 2018 году дополнительной экспертизе, которая вызвала большой отрицательный резонанс как среди авторов и учителей, так и ученых.
\”Процедура проведения дополнительной экспертизы привела к тому, что из федерального перечня были исключены не просто хорошо известные педагогам линии учебников, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны как у учителей, так и у экспертов, а именно те учебники, по которым работает более 90% школ РФ в 85 субъектах\”, — цитирует педагогов ТАСС.
Авторы письма отмечают, что из семи линий учебников по географии для 5-9 классов, включенных в предыдущий ФПУ, в новом представлены только две линии, что затруднит качественно и полноценно завершить изучение курса в 9 классе. \”В новый Федеральный перечень авторы документа включили только две и не самые \”популярные\” линии учебников по географии, которые выбрали менее 10% школ РФ\”, – говорится в письме.
Отмечается, что по исключенным из ФПУ изданиям учились многие победители и призеры всероссийских и международных олимпиад по географии. Кроме того, по некоторым из них училось не одно поколение школьников на протяжении более 20 лет. \”Потеря в качестве школьного географического образования с принятием нового Федерального перечня очевидна\”, – добавляют авторы письма.
В качестве мер авторы, в частности, предлагают, вернуться к прошлому перечню 2014 года до разработки объективной процедуры включения учебников в ФПУ, а также разрешить школам в 2019-2021 годах закупать учебники именно из этого перечня. Кроме того, предлагается провести экспертизу изданий на соответствие Концепции развития географического образования в РФ, примерной программе, новой редакции ФГОС осенью 2020 года с последующим формированием нового перечня зимой 2021 года.
В Минпросвещения России сообщили ТАСС, что к ним не поступало официального обращения, однако добавили, что с учетом авторитета такой организации, как РГО ведомство \”готово рекомендовать экспертным организациям наладить конструктивную совместную работу по повышению качества экспертизы учебников\”.
Напомним, в конце 2018 года был утвержден новый федеральный перечень учебников. Ранее в него входило более тысячи наименований, однако после проведения дополнительной экспертизы было исключено порядка трети учебников. Проведение и результаты дополнительной экспертизы вызвали большие вопросы у экспертов. По мнению академика Российской академии образования Александра Асмолова, сокращение перечня учебников является нарушением конституционного права на выбор качественного образования, которое обеспечивается именно за счет вариативности. В Российской академии образования признали критерии дополнительной экспертизы несовершенными. Эксперты \”Учительской газеты\”, подводя итоги уходящего 2018-го, назвали дополнительную экспертизу Федерального перечня учебников \”Скандалом года\”.
По информации tass.ru
Фото Марии Голубевой
Комментарии