search
main
0

Учитель, начни с себя!

Как сделать детство по-настоящему счастливым? Как добиться понимания детей и взрослых и сделать семью, детский сад и школу территорией любви? Можно ли вообще этого добиться? В чем заключается истинный смысл образования?

Все эти вопросы обсуждались вчера на межрегиональной научно-практической конференции «Педагог нового типа», которая проходила в конференц-зале Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Участниками конференции стали руководители детских садов, директора и педагоги гимназий, проректоры, заведующие кафедрами и преподаватели вузов Нижнего Новгорода, педагоги из Пермского края. Экспертная группа была представлена видными российскими учеными и представителями отраслевых ведомств из Москвы, Башкирии, Оренбурга. Собравшиеся делились друг с другом опытом, обсуждали результаты исследований, говорили о перспективах дальнейшей совместной работы. Одним из экспертов конференции был соавтор концепции развития духовно-нравственной чувствительности – педагог-новатор, народный артист России Юрий Куклачев. Инициатором и организатором форума выступили научно-исследовательский центр «Новая школа» и научная школа «Саморазвитие человека», которыми руководит доктор педагогических наук, профессор ВГИПУ Кима Яковлевна Вазина.

Именно ей принадлежит идея возвращения в дошкольную и школьную педагогику таких важных человеческих понятий, как любовь, доверие, чуткость и сердечность. Их можно вернуть только при одном условии: если педагог сам познает себя и научится слышать, понимать и чувствовать ребенка. Развить в ребенке нравственную чуткость к себе и окружающему миру можно лишь одним способом – поместив его в пространство любви, оградив его от агрессии и раздражения. Все неудачи образования в нашей стране, по ее мнению, – следствие того, что взрослые не чувствуют детей, их настоящих потребностей. Ребенок нуждается в ласке, а ему дают множество дорогих игрушек, он хочет получить внятные ответы на свои вопросы, а его ведут в группу раннего развития. Часто, не жалея денег на дорогие подарки, родители мало заботятся о психическом здоровье своих детей. Не секрет, что подавляющее большинство мам и пап не стесняются при ребенке выяснять отношения, ругаться, выпивать и курить  (исследования, проведенные в дошкольных учреждениях, выявили, что курение родителей и их ссоры между собой являются для детей самыми серьезными травмирующими факторами). Но даже если ребенку повезло с семьей, в школе почти не удастся избежать агрессии. Причем не только со стороны сверстников. К сожалению, многие учителя не в состоянии сдерживать годами накапливающееся раздражение. Груз ответственности, который взрослые участники образовательного процесса перекладывают друг на друга (управленцы на директоров, директора на завучей, завучи на учителей) становится тяжелее год от года, поэтому взаимные претензии и недовольство друг другом  не делают школьную атмосферу комфортной для детей. Стоит ли удивляться деформации психики, которая наблюдается у детей с самого раннего детства.

Педагогическая глухота и слепота приводят к детским страхам и недетским проблемам в будущем. Их можно избежать только одним способом: если педагоги и родители осознают, что им нужно менять себя в первую очередь, не писать программы духовно-нравственного воспитания детей, а начать работать над собой. Выполнять обещания, держать слово, не лицемерить, не осуждать ближнего, искать причину конфликта в себе самом. Как стать настоящим педагогом? Стать для ребенка образцом. Исследования, проведенные в нижегородской гимназии №80, полностью подтверждают эту мысль. Учащиеся называют лучшими учителями не тех, кто дает прочные знания, а тех, чьи поступки и чье повседневное поведение вызывает уважение. Краеугольное понятие научно-исследовательского центра «Новая школа» –  саморазвитие. По ним  подразумевается не повышение профессиональной квалификации, то есть овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, а духовный рост личности. Эта мысли не впервые звучит в истории педагогики. О том же говорил и Лев Толстой, понявший тщету дидактики и ставший проповедником самосовершенствования личности. Кстати говоря, его на конференции цитировали неоднократно.

Работа над собой начинается с самопознания, определения своих сильных и слабых сторон. Как это ни удивительно, мало кто из взрослых  всерьез задумывается о своем несовершенстве. Однако практика встреч ученых центра «Новая школа» с родителями и педагогами детсадов и школ говорит о том, что они с интересом воспринимают концепцию Вазиной и задумываются над взаимоотношениями с детьми. После этих встреч подавляющее большинство участников выразили свою готовность меняться – пожалуй, это самый важный результат работы центра.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте