search
main
0

Ученый Высшей школы экономики выяснила, какой детский сад лучше готовит к школе

Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, выяснила, какой детский сад лучше готовит к школе.

В исследовании ученого приняли участие дошкольники и первоклассники трех территориальных образовательных комплексов Москвы – двух гимназий и одной школы с углубленным изучением английского языка. Было обследовано 12 первых классов и 6 подготовительных групп детсада и, соответственно, опрошены педагоги этих классов и групп. Выборка первоклассников составила 314 человек, сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ. Результаты работы Анастасии Нисской представлены в статье \”Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе\”.

Исследователь изучила, в какой среде лучше всего формируются важные для первоклассника навыки — умение общаться, самостоятельность, организованность и пр. Важно было понять, какие условия помогают ребенку стать независимым.

Учителей первоклассников просили оценить, насколько дети самостоятельны, уверены в себе, сосредоточены во время занятий, как ведут себя с ровесниками. Дошкольная среда изучалась с точки зрения бытовых условий, занятий и стиля общения в коллективе*. Затем исследователь смотрела, как связаны между собой навыки школьников и их образ жизни в детском саду.

Лучше всего к школе были готовы те дети, педагоги которых уделяли много внимания правильному общению, рассказала Анастасия Нисская. Такие воспитатели поощряли контакты между ребятами, чутко и уважительно относились к их чувствам, не допускали унижений и помогали детям самостоятельно решать конфликты.

В хороших детсадах педагоги, с одной стороны, прислушивались к ребенку, были готовы ответить на любой его вопрос, направить мысли и действия малыша в нужную сторону (поощряли положительное поведение). С другой стороны, они терпеливо учили детей размышлять и принимать самостоятельные решения. Показательно, например, что такие воспитатели давали дошколятам достаточно времени на обдумывание ответов. Таким образом, складывалось партнерское общение. Ребенок и взрослый говорили на равных. Кроме того, дети получали опыт доброго и конструктивного общения друг с другом.

– Если ребенок растет в доброжелательной среде и включен в равноправные отношения с другими детьми и взрослыми, то он в большей степени становится автором своих поступков, — комментирует результаты работы Анастасия Нисская. — Он знаком с гибкостью правил, разнообразием \”правильных ответов\”, понимает свое право на ошибку, хочет и не боится пробовать.

Среда, поддерживающая общение, через педагога дает ребенку понять, что его суждения значимы и весомы, продолжает исследователь. Его действия происходят не в \”лабораторных\” условиях урока, а в реальной повседневной жизни. Они тоже имеют значение, затрагивают других людей. Погруженность в такую среду дает долгий эффект, который распространяется и на адаптацию к школе, резюмирует ученый.

Расписание в детском саду тоже влияло на самостоятельность ребят. Ее поддерживала такая среда, в которой есть баланс между жесткостью и гибкостью режима дня, переход между разными видами деятельности — плавный и понятный, значительная часть дня посвящена играм.

Важно, чтобы расписание подстраивалось под потребности ребят и под их индивидуальный темп — например, выполнения заданий. Так дети чувствуют себя комфортнее и спокойнее. Кроме того, это проявление уважения к ним.

Таким образом, к школе быстрее привыкают те дети, которые находились в детском саду в гибкой и доброжелательной среде, где ребята и взрослые общались уважительно, на равных.

По информаии пресс-службы НИУ ВШЭ

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте