Эксперты Института образования ВШЭ исследовали вклад вузов в социально-экономическое и инновационное развитие регионов России. В результате были выявлены регионы, где университеты являются драйверами развития.
Исследователи НИУ ВШЭ оценили влияние вузов по трем направлениям: вклад в экономическое развитие, вклад в развитие человеческого капитала, вклад в инновационное развитие. Эти оценки по направлениям позволили определить, в каких регионах университеты больше помогают местной экономике. По итогам анализа было выделено четыре типа региональных систем высшего образования.
Драйверов регионального развития девять. \”Помимо очевидных образовательных лидеров (две столицы с областями, Красноярский край, Татарстан), в группу вошли довольно неожиданные участники — такие, как Калмыкия, Чеченская Республика и Саха (Якутия)\”, – расказли в пресс-службе Институт образования НИУ ВШЭ. По словам экспертов, лидерство этих регионов в первую очередь связано с высокими показателями по субиндексу \”развитие человеческого капитала\”.
Системы высшего образования с высоким уровнем влияния включают 18 регионов. У одиннадцати из них повышенные субиндексы \”экономическое развитие\” и \”развитие человеческого капитала\”. Это, к примеру, Астраханская, Кировская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская области, Забайкальский и Хабаровский край.
Попадание регионов в одну группу может объясняться разными факторами, отмечают исследователи. Высокий вклад в развитие человеческого капитала в крупных регионах может объясняться их экономической структурой.
Группа с умеренным уровнем влияния университетов самая многочисленная и включает 36 регионов, то есть почти половину из всех обследованных. В этой группе, например, Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Курская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области, Камчатский и Краснодарский край, Башкирия, Коми и Тыва.
В группе с низким уровнем влияния вузов 15 регионов. Речь идет о Владимирской, Амурской, Брянской, Калужской, Новгородской, Орловской областях, Бурятии, Адыгее и пр.
Ранжирование, по словам экспертов, показывает не уровень развития региональных систем высшего образования, а степень их вклада в конкретную социально-экономическую ситуацию в регионе. Поэтому третью и четвертую группу неправильно считать аутсайдерами, просто системы высшего образования в этих регионах вносят меньшую лепту в местную экономику.
– Это может быть связано с разными факторами: географическими, историческими, социальными и т.д., – поясняет автор исследования Олег Лешуков, руководитель направления \”Регионалистика высшего образования\” проектно-учебной лаборатории \”Развитие университетов\” Института образования НИУ ВШЭ.
По информации пресс-служба НИУ ВШЭ
Фото Марии Дмитриевой из архива \”УГ\”
Комментарии