Ученые Высшей школы экономики, а также Стэнфордского и Мичиганского университетов заявили о том, что анализ данных PISA не отражает всего багажа знаний школьников по одному из основных предметов — математике. PISA (Programme for International Student Assessment) – это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, на данных которой строится образовательная политика разных стран.
Итоги исследования опубликованы в международном научном издании American Educational Research Journal. Ученые напомнили, что PISA измеряет знания 15-летних подростков в области математики и естественных наук, а также их способность работать с разными видами текста. Однако, согласно исследованию, мониторинг позволяет сделать лишь одномоментный срез знаний подростков и не в полной мере учитывает предыдущие оценки школьника и условия обучения: культурный уровень и успеваемость всего класса, образование родителей, профессиональные характеристики учителя и так далее. Между тем, все это может повлиять на повышение или понижение баллов в PISA. Ученые показали на примере тестов по математике, что учет этих дополнительных факторов существенно меняет выводы, основанные на результатах мониторинга.
На образовательные достижения школьника также влияют культурный уровень его семьи – уровень жизни, язык общения, досуг, отмечают ученые. Подростки из более образованных семей с обилием книг дома, как правило, имеют более высокие результаты тестов. У таких школьников лучше условия для успешной учебы, а у классов, где много детей из более образованных семей, больше возможностей научиться решать задачи по формальной алгебре и геометрии, а значит, и преуспеть в PISA. Кроме того, в классах с более высоким средним культурным уровнем чаще преподают наиболее квалифицированные учителя, которые дают учащимся больше задач по формальной математике. В ходе исследования ученые также выяснили, что учителя с математическим непедагогическим образованием преподают лучше и помогают расти баллам старшеклассников.
\”Итак, с тестом PISA все-таки лучше справляются учащиеся, успешно осваивающие именно формальную математику. Ученые подчеркивают, что простое натаскивание на задания в формате PISA не эффективно. Таким образом, для более объективной оценки знаний школьников в международных мониторингах нужно учитывать больше условий, которые влияют на успехи учеников, в то время как в своих рекомендациях ОЭСР переоценивает роль школы в повышении учебных достижений и недооценивает другие \”рычаги влияния\” на оценки\”, – рассказали о выводах исследователей в пресс-службе НИУ ВШЭ.
По информации пресс-службы НИУ ВШЭ
Фото Марии Голубевой из архива \”УГ\”
Комментарии