Изменения исследовались по семи пунктам: доступность образования, качество обучения (в баллах ЕГЭ), успеваемость детей, кружки в школе, настроения учителей, их профессиональный рост, готовность школы к диалогу с родителями. Количественные изменения — сокращение числа школ с 1572 в 2012 году до менее чем 700 — оставим за скобками.
Позитивный результат: старшие классы стали более доступными.
И все же качественное образование стало доступно не всем.
Проблемы:\”простым\” классам выделяют не лучших педагогов.
Позитивный результат: неудач на экзаменах меньше.
Доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), убавилась с 8,4% в 2013 году до 5,3% в 2015 году. При этом доля двоечников уменьшилась с 3,7% до 1,9%.
Проблемы: серьезного роста результатов нет.
Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике — уменьшился с 57 до 55 баллов.
Позитивный результат: некоторые школы подтянули свои слабые подразделения.
Предполагалось, что слияние школ поможет повысить качество образования: сильные структурные подразделения (СП) способны подействовать на более слабые. В ряде школ это произошло. Но это не такая частая практика. Достижения учеников в разных подразделениях (и классах) по-прежнему сильно различаются.
Проблемы:успеваемость не выравнивается, в слабых подразделениях дети по-прежнему покидают школу после девятого класса.
Тест по химии в девятых классах выявил еще больший разрыв. Доля положительных оценок в слабом подразделении —50%, из них \”4\” и \”5\” получили 17% учеников. В двух других СП написали тест без двоек 83% и 100% девятиклассников; 28% и 65% учащихся получили \”4\” и \”5\”.
В некоторых школах, ставших подразделениями комплексов, \”отсутствует общее для всех переживание доверия, комфорта, интереса к учёбе\”, прокомментировали исследователи. Это мешает \”создавать культуру общих ценностей для всего комплекса\”.
Позитивный результат: дополнительное образование расширилось.
Развитие детских талантов было еще одной задачей реорганизаций. Доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла с 64% до 80%.
Проблемы: кружки доступны не для всех.
Доля учеников, посещающих бесплатные занятия, не увеличилась. Дело в том, что стало больше платных занятий. Такое дополнительное образование части семей — не по карману.
Позитивный результат: педагоги считают свои школы более конкурентоспособными с точки зрения заработной платы.
Учителя образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из неукрупненных заведений (таб. 1).
Таблица 1.Оценка школы учителями, в %.
Варианты ответов
Укрупненные школы
Неукрупненные школы
Безусловно неконкурентоспособна
5,8
7,2
Скорее, неконкурентоспособна
22,2
25,8
Скорее, конкурентоспособна
52,4
50,5
Безусловно конкурентоспособна
19,6
16,5
Источник:исследование Мониторинг экономики образования, 2015 г.
В укрупненных школах учителя реже занимаются репетиторством (14,7% против 25,8% в неукрупненных школах) и другими дополнительными работами (9,8% против 20,6% в неукрупненных школах). Но это не всегда означает, что у них и так высокие доходы.
Проблемы:у учителей остается много поводов для недовольства.
Однако управленцы часто «не слышат голоса учителей» и получают сигнал уже тогда, когда он «достигает агрессивной громкости», подчеркивают исследователи.
Позитивный результат:в образовательном комплексе педагоги больше учатся друг у друга, больше профессионально растут.
Проблемы:профессиональный рост сопряжен с ростом неоплачиваемых обязанностей.
Сами учителя описывают картину с профессиональным развитием не столь радужно. Оно сочетается с увеличением обязанностей, которые часто не оплачиваются. \”Мы получаем столько же, а делать приходится больше\”, —подчеркнул один из педагогов.
Позитивный результат: школы стали более открытыми.
Родители лучше информированы о событиях в школе. Больше директоров в 2015 году отметили, что информация для родителей размещается в социальных сетях (12,7%, против 6,4% в 2013 году), рассылается посредством sms и электронной почты. Таким образом, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе.
Проблемы: директора малодоступны.
Работа опирается на данные нескольких исследований 2013-2016 года, проведенных Институтом образования НИУ ВШЭ. Среди них — Мониторинг экономики образования за 2013 и 2015 годы. Качественное исследование проводилось в пяти московских образовательных комплексах и включало письменные опросы школьного сообщества. Так, были опрошены 600 учащихся восьмых классов и 250 учителей.
По информации ioe.hse.ruФото www.rtc-edu.ru
Комментарии