Перспективы и задачи системы профессионального образования обсуждали в Томске представители ведущих учебных заведений профобразования Сибирского федерального округа, а также руководители региональных профильных министерств, управлений и департаментов.
Речь шла о дальнейшей модернизации системы профобразования и проблемах, стоящих на этом пути. Это и дефицит рабочих кадров для основных отраслей экономики, и слабая материальная база профессиональных училищ, и низкий уровень подготовки в них будущих специалистов. Ситуация осложняется отсутствием традиционного госзаказа – учебные заведения не в состоянии самостоятельно определить, в каком количестве и какие специалисты будут востребованы через 2-3 года. При этом структура рынка постоянно меняется: появляются новые производства, технологии и материалы.
Но в Томске, например, профобразование достаточно быстро отреагировало на появление светодиодных технологий и ноу-хау в приборостроении. Видимо, потому что томичи сосредоточились на повышении качества учебного процесса. Объединяя учебные заведения НПО и СПО, они создают многоуровневые образовательные центры, где проводится обучение, начиная с профподготовки и заканчивая программами СПО повышенного уровня. Владимир Шендель, начальник управления начального профессионального образования в Томской области, подчеркнул, что главным достижением реорганизации сети образовательных профучреждений стало активное развитие инновационных процессов. Ресурсные центры имеют лучшее оборудование, мастерские, ведут наработку новых образовательных программ и методик, становясь источником инновационных ресурсов для учащихся из других образовательных учреждений. Уникальность центров заключается еще и в том, что на их базе можно открыть опытные производства и отрабатывать различные бизнес-модели. Так ресурсный центр при Томском экономико-промышленном колледже и сельскохозяйственном техникуме оказывает услуги населению и выпускает сертификационную, конкурентоспособную продукцию.
Но при всех достижениях профобразования его модернизация невозможна, пока каждое учебное заведение не ответит на главный вопрос – чей кадровый заказ оно выполняет? Томичи поделились примером успешного частно-государственного сотрудничества, познакомив участников с деятельностью Томского промышленного колледжа, где огромный вклад в подготовку кадров вносят «АК «Транснефть» и «Томскнефтехим».
Собравшиеся пришли к выводу, что при всех трудностях модернизации другого выхода у профобразования нет. И процесс уже не остановить – новая профшкола набирает силу. Главное, что профобразование сейчас снова востребовано обществом и экономикой.
Фото автора
Комментарии