В Госдуме состоялся \”правительственный час\” с участием министра просвещения РФ Ольги Васильевой. В ходе заседания была затронута, в частности, тема ликвидации второй и третьей смен в российских школах.
Нацпроект \”Образование\”
Ольга Васильева в ходе своего выступления отметила, что в системе общего и среднего профессионального образования сейчас обучаются 26 млн детей, функционирует почти 83 тысячи образовательных организаций, в которых работают более 2 миллиона педагогов.
Ольга Васильева назвала две цели, которые легли в основу национального проекта \”Образование\”. Первая — обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождение российского общего (школьного) образования в десятку лучших мировых систем. Вторая – воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций и прежде всего культурного наследия. Ольга Васильева рассказала, что национальный проект будет реализовываться по 10 направлениям и состоять из специально разработанных региональных проектов.
По словам министра, большая часть средств нацпроекта \”Образование\”, а это 746 млрд рублей из федерального бюджета, 46 млрд из региональных бюджетов и 15,5 млрд внебюджетных средств в форме субсидий, будет уходить в регионы.
В качестве примера одного из проектов в рамках этих 10 направлений Ольга Васильева рассказала о \”Современной школе\”, который ориентирован на улучшение материально технической базы, улучшение педагогического состава и повышение качественного наполнения содержания образования. Планируется в пяти регионах полностью исключить третью смену; создать 24 600 новых учебных мест в сельской местности; внедрить в 800 образовательных организациях адаптивные общеобразовательные программы и в 16 тыс. сельских школ сделать центры коллективного пользования для реализации важнейших задач научного и гуманитарного профиля. Общее финансирование этого проекта составит 275 млрд 902 млн рублей, из них 246 млрд 530 млн рублей в виде субсидий будет направлено в регионы.
Оценка Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты Михаил Мень отметил, что, по данным Министерства, в 84% детских садов создана качественная развитая предметно-пространственная среда. Тем не менее, по состоянию на 1 января 2018 года доступность дошкольного образования в целом по стране составляет для детей в возрасте от трех до семи лет 99%, а вот для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет — 79,8%. Михаил Мень подчеркнул, что эти показатели достигнуты, в том числе, за счет перенаполненности дошкольных групп и переоборудования спецпомещений под допместа. \”Таким образом, говорить о создании качественной предметно-пространственной среды представляется, на взгляд Счетной палаты, преждевременным\”, — цитирует Михаила Меня пресс-служба Госдумы.
Аудитор СП также сообщил, что федеральный проект поддержки семей с детьми направлен на реализацию программы психологопедагогической, методической, квалификационной помощи родителям дошкольников, однако результатом реализации проекта является число услуг, оказанных родителям.
\”[Этого], на наш взгляд, не хватает для получения полной картины эффективности этого проекта. Представляется целесообразным обеспечить регулярность и адресность предоставляемой помощи, при этом специалистами с соответствующим образованием\”, — сказал Михаил Мень.
В результаты также стоит включить итоги мониторинга развития детей, родители которых обращаются за такой помощью, и разработать показатели подготовленности детей к обучению в школе.
Он отметил, что при наличии задачи по обеспечению к 2025 году односменного режима обучения в школах, в проекте госпрограммы по развитию образования и федеральном проекте \”Современные школы\” предусмотрена лишь ликвидация третьей смены. \”Нам кажется, что нужно эти показатели сбить\”, — заявил аудитор СП.
Кроме того, считает Михаил Мень, \”начиная реализацию национального проекта \”Образование\” необходимо выработать конкретные решения, позволяющие обеспечить выявление и развитие способностей каждого обучающегося, который в будущем будет определять экономический рост нашей страны\”.
Сигнализация и гаджеты
\”Число образовательных организаций, оборудованных кнопкой тревожной сигнализации, – 33558 и 82% от общего числа школ. Число организаций, имеющих медицинский кабинет или пункт в собственности или на условиях договора пользования, на сегодняшний день – 26612 или 62,8% от числа общеобразовательных организаций\”, – передает слова Ольги Васильевой ТАСС.
Кроме того, по словам главы ведомства, вопрос об использовании гаджетов в школах должен быть строго регламентирован.
\”Разговор о том, что кто-то собирается менять руку и ручку на клавиатуру, он абсолютно несостоятелен. На сегодняшний день практически во всех странах мира работа с гаджетами, особенно в начальной школе, строго регламентирована\”, — цитирует Ольгу Васильеву РИА Новости.
Министр рассказала, что уже второй год проводится большое исследование о влиянии гаджетов на разные возрастные категории наших школьников. \”Любой разговор о возможности использовании гаджетов в школьной программе должен быть строго регламентирован\”, — повторила она.
Мнение профильного комитета
В ходе \”правительственного часа\” также выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он высказался о наиболее острых проблемах в образовании. Так, по мнению депутата, ликвидировать вторую смену в школах к 2025 году не удастся.
\”Мы увеличиваем расходы на строительство новых школ, но задача, поставленная президентом, – ликвидировать вторую смену к 2025 году не будет решена даже при повышенных темпах финансирования\”, — цитирует Вячеслава Никонова пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.
Глава комитета добавил, что с 2015 года, когда Владимир Путин поставил соответствующую задачу, детей в школы пришло больше, чем выпустилось, и больше, чем было создано новых мест.
Еще одной проблемой, требующей решения, парламентарий назвал обеспечение школ высокоскоростным интернетом. Также он призвал Минпросвещения более оперативно вносить изменения в концепцию образования, ФГОСы и программы. \”Мир развивается гораздо быстрее, чем мы обновляем государственные образовательные стандарты\”, – отметил глава комитета. Помимо этого, он заявил о необходимости ускорить процесс дебюрократизации школ.
Была затронута и тема среднего профобразования. Вячеслав Никонов заявил, что необходимо совершенствовать систему среднего профессионального образования, чтобы молодые люди учились \”на том оборудовании, на котором они будут работать на предприятии через два года\”. \”Нужно государственно-частное партнерство, необходимо предоставить возможность предприятиям создавать свои базовые кафедры в образовательных организациях\”, – сказал он, добавив, что над законодательным обеспечением данного вопроса профильный комитет уже работает.
— Мы сегодня научились выигрывать в международных чемпионатах и хорошо выглядеть в рейтингах, но при этом система образования остаётся недофинансированной, — обратил внимание он.
По информации duma.gov.ru, ria.ru, tass.ru, komitet8.km.duma.gov.ru
Фото сайта duma.gov.ru
Комментарии