search
main
0

У вузов и ссузов отнимают воспитание?

Должен ли вуз заниматься воспитанием студентов или его главная задача давать им исключительно знания? Думаю, каждого, кто обучался в высшей школе, такая постановка вопроса несказанно удивит. Еще бы, конечно, должен! Ведь самые яркие воспоминания об этом светлом периоде жизни у людей, как правило, связаны не только с лекциями и лабораторными, а именно с общественной деятельностью – стройотряды, студенческие агитбригады, дискотеки, художественная самодеятельность, самоуправление, стенгазеты, неформальные молодежные организации и многое-многое другое. Конечно, студенты – народ кипучий, и они по идее вполне могли бы и сами придумать себе занятие по душе, однако руководство любого вуза всегда заинтересовано в том, чтобы направить эту энергию в правильное русло, на пользу альма-матер.

Казалось бы, эти прописные истины очевидны всем. Но, как выясняется, у руководителей от образования на этот счет есть иное мнение. Чем иначе можно объяснить появление в конце прошлого года приказа Рособрнадзора от 25.10.2011 №2267 \”Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования\”? Ведь в этом документе собственно воспитанию не отведено ни строчки! А это значит, что теперь вузы вовсе не обязаны заниматься подобной деятельностью, поскольку ни одна проверка не станет учитывать то, как в образовательном учреждении выстроена воспитательная работа. Если продолжить цепочку логических рассуждений и дальше, то перспектива выстраивается весьма безрадостная: хотите – воспитывайте, ваше дело, но никакой благодарности и поощрений, тем более дополнительного финансирования за это не ждите! И, кстати, что это у вас за должность в штатном расписании – «проректор по воспитательной работе»? Чем он занимается и за чей счёт?

…Обо всем этом шел разговор в Московском гуманитарном университете на «круглом столе» журнала «Студенчество. Диалоги о воспитании», который таким образом отметил свое десятилетие. В течение всех этих лет журнал издавался на материальные и финансовые средства Московского гуманитарного университета. Председателем попечительского совета этого журнала все годы был и остается ректор МосГУ, профессор  Игорь Ильинский.

В мероприятии  приняли участие представители целого ряда вузов страны, где воспитанию уделяют самое серьезное внимание.

Большую тревогу участников «круглого стола» вызвал выше упомянутый приказ Рособрнадзора от 25.10.2011 №2267

Что делать? Как минимум сначала понять, в чем же причина происходящего в стране и Минобрнауки РФ.

По мнению Игоря Ильинского, проблем здесь несколько, и все они тесно взаимосвязаны. Одна из них – пресловутая глобализация. Развитые страны мира вовсе не заинтересованы в создании и поддержании мощной и самостоятельной системы образования у нас, им нужны не те, кто способен думать, критически взвешивать, творить, а добросовестные исполнители, потребители, воспитанные в традициях западного образа жизни. Эгоизм в молодежной среде становится главным качеством личности, а совесть, честь, патриотизм, мораль, нравственность – устаревшими понятиями, которые мешают карьерному росту».

Единственное, что мешает глобализации, – это наличие самых разнообразных мировых культур. Попытка объединить их, смешав и создав единую культуру, подходящую под идеологию нового мирового порядка, наталкивается на яростное сопротивление масс, всплеск национального самосознания и вспышки беспорядков на межнациональной и религиозной почве. Именно поэтому, считает Ильинский, сейчас крайне необходимо, наоборот, всячески усиливать воспитательную работу на всех уровнях образования – от детского сада до вуза.

«Наш вуз находится в очень неспокойном регионе, – рассказывает проректор по формированию социальных компетенций, гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству Пятигорского государственного лингвистического университета Эльвира Кондракова. – К нам приходят ребята, которые имеют весьма смутное представление о культуре других народов, о политическом устройстве нашей страны и о многом другом. Поэтому мы помимо преподавания общих и профессиональных предметов вынуждены тратить огромные усилия на выстраивание взаимоотношений и установление взаимопонимания в студенческой среде, создание пространства для самореализации каждого учащегося в диалоге культур».

Действительно, как отметил заместитель председателя Союза студентов Уральского федерального университета Аслан Кагиев, представители разных народов должны учиться друг у друга всему лучшему, что у них есть. «К примеру, на моей родине, в Карачаево-Черкесии, в школах вообще нет проблемы конфликтов между учителями и учениками, – сказал он. – Потому что у нас дети с младенчества приучены уважать старших. Поэтому нам кажутся дикими все те случаи, о которых то и дело сообщают СМИ, когда ученики оскорбляют своих педагогов и даже поднимают на них руку».

Как и следовало ожидать, на мероприятии, где обсуждается столь болезненная тема, неминуемо всплыла и другая, сопутствующая ей.

«Не хочется верить в то, что все, происходящее в нашем образовании, в том числе этот вот приказ Рособрнадзора, есть результат чьей-то продуманной стратегии, – высказала мнение проректор по воспитательной работе Волгоградского технического университета Раиса Петрунёва. – Но если все складывается именно так, если любая инициатива сверху фактически ухудшает положение дел, то что прикажете думать? У нас на государственном уровне до сих пор отсутствует национальная идеология, за 20 лет существования новой России так и не сформирована внятная национальная политика. А ведь именно благодаря наличию идеи наш народ сумел выстоять в Гражданской войне, победить в Великой Отечественной, восстановить разрушенную страну, запустить в космос первый в мире спутник, создать величайшие культуру и науку. Сегодняшние беды происходят от того, что нам навязывают чужую и чуждую нам идеологию эгоизма и потребительства, но при этом у нас нет собственной идеологии, которую приняли бы и поддержали большинство граждан».

По словам Петрунёвой, в последнее время с высоких трибун у нас очень много говорят о патриотизме, о развитии культуры и религии, но почему-то на деле никаких реальных сдвигов не наблюдается. Даже наоборот, если судить по приказу Рособрнадзора №2267.

Присутствующая на «круглом столе» Валентина Березина, представляющая Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ, пояснила позицию главного образовательного ведомства страны.

«Сегодня мы добились того, чтобы понятие воспитания, духовно-нравственного развития и культуры здорового образа жизни были включены в ФГОС на всех уровнях образования, – напомнила Валентина Александровна. – Это огромный плюс, поскольку указывает на приоритетные направления деятельности школы. Министерство инициировало и поощрило проведение таких конкурсов, как «Воспитатель года России», «Воспитать человека» и ряда других. Если в каком-то отдельном документе забыли упомянуть о воспитании, это можно и нужно исправить». Но для этого нужна инициатива снизу, которая запустила бы процесс внесения этих исправлений и изменений. Надо быть более активными, чтобы вас услышали наверху».

Коллегу поддержал начальник отдела Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки РФ Сергей Кондратьев. Он напомнил, что страхи по поводу возможных последствий от упомянутого приказа Рособрнадзора в плане упразднения в образовательных учреждениях должности проректора по воспитательной работе по большому счету напрасные.

«Тем не менее, соглашусь, что тенденции последних лет настораживают, и на это нельзя смотреть сквозь пальцы. Например, из министерства ушло целое направление – «Молодёжная политика», из программы «Молодежь России» куда-то исчезло студенчество. С этим необходимо бороться, и делать это нужно с вашей помощью, посредством коллективных обращений от представителей высшей школы, союзов ректоров, общественных организаций и так далее».

Отсутствие воспитания в прописанных приказом №2267 Рособрнадзора критериях показателей – это, конечно, очень плохо, убеждена начальник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Раиса Богданова. Необходимо понять, какие же все-таки показатели, тем не менее,  нам нужны. В какие документы можно и нужно внедрить воспитание. Это во многом зависит от понимания термина «воспитание» и от той работы, которую вузы ведут в этом направлении.

«За время своего существования, наш центр выпустил целый ряд методических пособий, программ и разработок, с помощью которых любой вуз может легко создать свои собственные воспитательные системы, – говорит Раиса Умяровна. – Но даже без этих документов понятно: все проводимые в вузе воспитательные мероприятия должны быть логически выстроены, взаимосвязаны и понятны студентам. Нельзя все это делать для галочки, оценивать по количеству участников. Но если сами мероприятия неинтересны, то эффект от такой воспитательной работы может быть даже не нулевым, а отрицательным».

В любом деле важна преемственность, и это касается затронутой здесь проблемы, считает заместитель проректора по воспитательной работе Уральского федерального университета Александр Пономарев. Например, если в школах есть традиция приглашать своих бывших учеников, чтобы они рассказали ребятам о себе и помогали изменить отношение к учебе, то этот подход вполне применим и к вузу. Именно поэтому в УрФУ работе с выпускниками уделяют большое внимание. Но в работе с молодежью важны не только желание и опыт, но также хорошее знание законодательной базы. С этой целью сотрудниками университета подготовлен солидный сборник «Нормативно-правовая база по воспитанию и молодежной политике» в трех томах.

«Мы должны предельно четко сформулировать суть проблемы, показав, что воспитательная деятельность не только не мешает, но и, наоборот, помогает образовательной, – считает Александр Владимирович. – Я, например, в корне не согласен с министром Андреем Фурсенко, который после событий на Манежной площади заявил, что на подобные мероприятия студенты ходят от нечего делать, и если мы займем их учебой, они перестанут митинговать и начнут прилежно учиться. Это опасное заблуждение, потому что если молодежь чувствует себя неудовлетворенной в одном, она никогда не станет компенсировать это другим. Более того, только когда студент понимает свою роль и предназначение, когда он знает, что его голос услышан и мнение учтено, он будет спокойно заниматься учебой, а не пытаться всеми силами доказать свою правоту, достучаться до своих руководителей».

В завершение «круглого стола» Игорь Ильинский подвел черту под обсуждением, сказав, что в ситуации, когда школа, увы, не справляется с возложенной на нее воспитательной функцией, вуз просто обязан вести эту работу. Но необходимость этого должна быть прописана во всех руководящих документах и распоряжениях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте