Кактус оппозиции – в горле гласности
…И тут Эдуард Лимонов выбежал из студии…
Ему не дали договорить спич, в котором он предлагал свою концепцию национальной идеи. Организовавшаяся пустота была тут же заполнена мерным бормотанием оставшихся оппонентов.
Дело не в Лимонове и его национал-большевистских шоу. Любопытно, почему он покинул студию “Пресс-клуба”, в которой в очередной раз собрались все те же лица все для того же – себя показать да на жизнь приторно пожаловаться.
Раньше жаловались маститые – Щекочихин, Голованов, Пархоменко. Теперь они редкие гости в этом клубе, приютившемся недавно на канале “ТВ-Центр”. Куда подевались? То ли делом заняты, то ли им уже жаловаться не на что.
Авторское телевидение и “Пресс-клуб” во главе с незаменимой Кирой Прошутинской возникли на перестроечных лесах. Затем леса убрали. Над перестройкой поплакали, смеясь. “Пресс-клуб”, лишившись питательной материи, начал, подобно мамлеевскому персонажу, поедать сам себя и, отчаянно пытаясь остаться на весу, цепляется за воздушные потоки.
Облетели листья разговоров о многопартийной системе, пожухла трава демократии, корочкой льда затянуло лужицу надежды. И тут, на удивление нашей говорливой интеллигенции, дали ростки приспособленные к жесточайшему политическому климату кактусы оппозиции. Сначала на них никто не обращал внимания – думали, морозом побьет. Вышло иначе: двадцатилетняя девушка в метро читает не “Новую газету”, а “Лимонку”. Эдичка знает, что делать, когда заканчивается свобода слова. А вот в клубе все о старом: “свобода, равенство, права”. Категории, конечно, привлекательные, но ими давно пора жить, а не забалтывать, вновь и вновь декларируя правильность не клубом выдвинутых лозунгов.
С “Пресс-клубом” авторского телевидения произошло то, что, вероятно, плохо видно изнутри, но прекрасно – снаружи: потеряно чувство времени. Аксиома в том, что ценность любой телепередачи не в ее существовании, а в функции, которую она выполняет. А сегодня в “Пресс-клубе” эту аксиому превратили в теорему. Во имя чего? Ради самого процесса решения.
Радость и печаль журналистики, включая телевизионную, в том, что жизни ей отведено столько же, сколько и утренней чашке кофе. Но у этого мгновения не должен быть просрочен срок годности. Красная “Правда”, “Завтра”, “День литературы”, та же “Лимонка” – это такие же реалии нынешнего дня, как и сам “Пресс-клуб”. У них есть свои читатели, подписчики, которых во время последнего кризиса демократических денег, прибавилось. Журналисты названных изданий с гордостью говорят о себе как о духовной оппозиции нынешнему режиму. И их, судя по всему, как огня, боятся в “Пресс-клубе”, озабоченном проблемами выживания демократической журналистики. Боятся зрителя, опасаются, что он повернется в сторону другого мнения.
Раньше все мы были членами “Пресс-клуба” – и телезрители, и его непосредственные участники. Информационные потоки были узки, как юбки старшеклассниц, но чрезвычайно привлекательны – всем было интересно, но не все могли. Затем свобода слова приобрела, а точнее, потеряла четкие очертания – можно стало все, и публика стала нервничать от обилия возможностей.
Чтобы овладеть информацией, разбились по интересам и возможностям. Теперь мы уже не все члены “Пресс-клуба”, а “Пресс-клуб” – не вся страна. Кого-то больше занимает бизнес, кому-то милей женские журналы, а те, кто поспокойней, смотрят “Пока все дома” – в этой передаче хоть название позитивно окрашено. Чувствуешь, что еще не все потеряно.
И тут-то “Пресс-клуб”, оставшись с преданным и интересующимся, несмотря ни на что, зрителем, и должен был заняться тем, ради чего задумывался: сталкивать бинарные оппозиции, искать компромиссы, преодолевать дуализм, достигать консенсуса, не достигать консенсуса, находить интригующие сюжеты, подбирать радикально противоположных оппонентов, дать слово несогласным, искать параллели, находить перпендикуляры, и когда говорит чужой, предоставить ему возможность договорить – затем он и пришел.
Увы! Ничего этого преданный зритель не увидел, а лимоновы – им не привыкать – побежали готовить новую порцию идеологической взрывчатки.
Борис МУСКЕВИЧ,
Валерий Ермолов
Комментарии