15 октября по новому стилю мы отметим 203 года со дня рождения поэта Михаила Лермонтова. Истоки творчества поэта, несомненно, стоит искать в детстве, в Тарханах, имении его бабушки, Елизаветы Алексеевне Арсеньевой, расположенном в глубинке России, в Пензенской губернии.
В мае здесь буйно цветут сирень и черемуха, в ракитовых зарослях заливаются соловьи, а воздух напоен ароматом просыпающейся земли. В середине лета в тарханских садах наливается соком «малиновая слива», и пахнет медом, а первое дуновение осени несет с собой чувство легкой, почти неуловимой грусти. Вокруг простираются желтеющие поля, в садах и уютном парке звучит задумчивый шепот трепещущей на ветру и падающей листвы, и кажется, что солнце не в небе, а под ногами. Зима с глубокими снегами делает широкие просторы еще необъятнее, и ощущаешь Россию во всей ее красе и необычности.
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синее пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.
В этом краю прошла половина жизни Михаила Лермонтова. Здесь с первым опытом, мыслью, чувством складывался беспокойный, страстный характер будущего поэта.
Что значили для Лермонтова Тарханы? Наверное, то же, что для любого человека значит родной дом, куда он может принести свою радость и свою боль, зная, что здесь его всегда поймут и не осудят.
Именно Тарханы дали Лермонтову ощущение дома и семьи.
И хотя его мать, Мария Михайловна умерла, когда будущему великому поэту России было 2 года и 4 месяца, а отец и сын вынуждены были жить в разлуке, мальчик не чувствовал себя сиротой. Юрий Петрович принимал возможное в его положении участие в воспитании и образовании сына.
У Лермонтова была нежно любящая его бабушка, для которой он был «единственным светом очей», в нем было ее «блаженство». В тарханском доме все было устроено для пользы и удовольствия внука.
Был еще огромный клан Столыпиных, которые приезжали в Тарханы, помогали и поддерживали друг друга, всегда старались сохранять родство и дружбу. Все братья Столыпины занимали видные посты в Российском государстве, защищали Родину в 1812 году, совершали подвиги. Они были для юного Лермонтова примером доблести, чести и образованности.
И Елизавета Алексеевна старалась дать внуку хорошее образование. Домашние учителя, грамотно скомплектованная библиотека, – все было к услугам внука. Важным качеством, сформированным в Тарханах, была любовь к чтению. Книги на немецком, французском, а позднее и на английском Лермонтов читал в оригиналах. Были в библиотеке будущего поэта и сочинения русских авторов: Николая Карамзина, Василия Жуковского, Ивана Козлова, Константина Батюшкова, Ивана Крылова и, конечно же, Александра Пушкина, которого Лермонтов считал «непревзойденным поэтом», а «Евгения Онегина» перечитывал до десяти раз.
Здесь же, в имении бабушки, Лермонтов получил первые уроки музыки, рисования, танцев. Позже, вспоминая о нем, Аким Шан-Гирей скажет: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам». От матери Лермонтов унаследовал музыкальный слух. Впоследствии он прекрасно играл на скрипке, фортепиано и флейте, писал музыку на свои стихи, пел арии из опер. Елизавета Алексеевна была гостеприимной хозяйкой. Современники вспоминали, что по воскресеньям и в праздники тарханский дом был битком набит гостями. Когда приезжали соседки, устраивали танцы, «два раза был домашний спектакль».
Столыпины были заядлыми театралами. Театр Алексея Емельяновича Столыпина, прадеда Лермонтова, был известен всей России, а театр деда, Михаила Васильевича Арсеньева, был заметным явлением в Пензенской губернии. Эту страсть к театру унаследовал от своих предков и поэт.
В детстве он сочинял пьесы и изготавливал фигуры из крашеного воска для кукольных спектаклей. Проживая в Москве и Петербурге, часто посещал театры и был связан с театральным миром: видел игру Павла Мочалова и Василия Каратыгина, был знаком с Михаилом Щепкиным, вполне возможно, что среди знакомых Лермонтова были и актриса Мария Вальберхова.
До нас дошло семь драм, написанных Лермонтовым. Правда, только «Маскарад» предназначался для постановки на сцене. Несколько раз драма подавалась в цензурный комитет, но разрешения на постановку получено не было. В отпуске у бабушки в 1836 году Лермонтов волновался за судьбу своего детища: «Я опасаюсь, что моего «Арбенина» снова не пропустили», – писал он другу Святославу Раевскому.
Художественный вкус Лермонтова тоже был сформирован в Тарханах. Часто во время бесед родственников и гостей бабушки он слышал имена известных художников. Не раз в его произведениях оживают имена Рафаэля, Рембранта, Гвидо, Рени… Дополняли эти разговоры оригинальные полотна живописцев и графиков, которые могли находиться в тарханском доме.
Усадебная жизнь – это и возможность путешествовать.
Поездки в Апалиху к Шан-Гиреям, в Поляны к Мосоловым, в Пачелму к Давыдовым, в Пензу к Григорию Даниловичу Столыпину, в Нижнеломовский монастырь наполняли душу юного Лермонтова новыми впечатлениями и поэтическими образами, которые позже появятся в его произведениях.
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, –
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Но на тарханской усадьбе была и другая культура, крестьянская.
Нигде и никогда больше в жизни Лермонтова не было такого тесного и постоянного общения с крестьянами, как в Тарханах.
Песни, сказки, пословицы и поговорки, слышанные от «матюшек» и «никанорок», были первыми шагами приобщения будущего поэта к народной культуре.
В шестнадцать лет Лермонтов признался: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».
Песни, что пелись в Тарханах у детских колыбелей и за праздничными столами, на девичьих посиделках и при рекрутских наборах, помогали будущему поэту понять душу русского подневольного крестьянина. Но крестьянская жизнь не состояла сплошь из беспросветных будней. Праздники, игрища – вот где можно было забыть о своем горестном положении и полностью погрузиться в веселье. Юный Лермонтов часто был непосредственным участником народных праздников. «На Троицу и Семик всей дворней ходили в лес, а Михаил Юрьевич – впереди всех», «святками в барские покои приходили ряженые, а на Пасху в барском доме катали крашеные яйца», «зимой с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, сходился на «кулачки». Так вспоминали современники поэта. А знаменитый кулачный бой был зимой 1836 года, когда Михаил Юрьевич гостил в Тарханах у бабушки?! Победителю он выставил бочку вина. У самого Михаила Юрьевича «даже рубашка тряслась, как ему хотелось участвовать в этой сваре. Только дворянское звание удерживало его от этого».
Жизнь в тарханской усадьбе – это еще и ощущение своей свободы и близости к природе.
Гармония природы всегда помогала Лермонтову и его героям обрести внутренний покой и счастье.
…иногда
На берегу реки, один, забыт.
Я наблюдал, как быстрая вода
Синея, гнется в волны, как шипит
Над нею пена белой пеленой,
И я глядел и мыслию иной
Я не был занят, и пустынный шум
Рассеивал толпу глубоких дум.
Тут был я счастлив…
Неспешная и обеспеченная усадебная жизнь с ее досугом «образовывала» в людях глубокую и всестороннюю культуру. Люди, воспитанные в этих условиях, как правило были почтительны к родителям, честны, благородны. И в Лермонтове нашли выражения эти качества характера русского человека. Но у него была еще одна черта – предвидение и провидение будущего: он предсказал свою судьбу и тяжкие испытания России, а также увидел землю «в сиянье голубом».
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Надежда Потапова, заместитель директора музея-заповедника «Тарханы», заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии Правительства в области литературы и искусства
Фото с сайта музея \”Тарханы\”
Комментарии