search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ
0

Трудные умники. Кто такие одаренные дети и как с ними работать?

В последние годы все школы стараются отыскать у себя потенциал для участия и, если сложится, победы в предметных олимпиадах. Но кто они такие – эти потенциальные победители?Потенциальный победитель, с моей точки зрения, далеко не всегда идеальный ученик по стандартным критериям школы. Скорее наоборот – это личность, склонная к парадоксальным и нестандартным решениям, часто имеющая тенденцию к неуравновешенности. Такого человека необходимо обучить приемам психологического самоконтроля, умению задействовать весь ресурс знаний, в том числе и пассивных, привить навык оперативного анализа и быстрого принятия решений.

На первом этапе подготовки нельзя ждать ровных и стабильных результатов. Огромное значение, как всегда, имеет мотивация, но она часто бывает нетипичной – учащегося интересует не текущее количество отличных оценок, а, например, решение задачи, с которой мало кто может справиться. Наличие таких учащихся в группе доставляет учителю определенные сложности: они часто критически настроены по отношению к материалу и самому учителю, склонны к провокациям в областях, где чувствуют себя сильнее (например, в иностранном языке – в области сленга). Работа с такими детьми требует безусловного установления учительского авторитета, но в то же время нежного и бережного отношения к самолюбию учащегося.Необходимо отметить, что невозможно стать победителем олимпиады высокого уровня, имея знания только в определенной предметной области. Необходимы широкий кругозор, осведомленность о большом количестве событий, процессов  и т. п., способность рассуждать на темы, не связанные с прямыми интересами, и, разумеется, логическое мышление. Учитель может в процессе работы отшлифовать способность логично и аргументированно доносить свою точку зрения, но аргументация должна исходить от самого ученика.На первом после выявления одаренного воспитанника этапе работы необходимо сознательно завышать уровень предъявляемых заданий. Это одновременно и поощряет ученика, и не дает привыкнуть к постоянной школьной успешности. Снятие трудностей при выполнении подобных заданий должно быть полным и не оставлять чувства неуверенности.Традиционно школьный тур олимпиады является самым легким по сравнению со всеми следующими. Но если при подготовке к школьному туру использовать старые материалы более высоких уровней (от окружного до всероссийского), у школьника выработается готовность к определенной планке и не будет шока при ознакомлении с заданиями более высокого этапа.Когда ученик прошел минимальную подготовку, необходимо подключать любой внешний контроль – олимпиады, собеседования и так далее с главной идеей: мир посмотреть, себя показать. Иначе говоря, необходимо дать возможность объективно оценить свой уровень на непривычном – вне класса – фоне, развивая при этом природную амбициозность. Разумеется, на этом этапе работает принцип «главное – участие». Для старшеклассников очень показательными становятся вузовские олимпиады и конкурсы. Ведь школьники часто живут в иллюзии относительно мира высшего образования (как в сторону недооценки, так и переоценки). Формирование реальных представлений о том, что ждет их после школы, очень помогает в выборе маяков, отвечающих задачам конкретной личности.Постепенно становятся понятны картина развития потенциального победителя и проблемы индивидуального характера: для кого-то это непреодолимость стресса, другой плохо вписывается в формат задания, у этого трудности с аргументацией, а тот, наоборот, слишком многословен… Большую сложность представляет собой реальный портрет учащегося на этом этапе: амбиции и запросы уже велики, но говорить о сформированности и стабильности победителя еще очень рано. Отсюда следуют большая вероятность эмоциональных срывов (надеялся на победу, а не получилось), искушение отказаться от своего привилегированного положения и спуститься с конкурсных небес к рутинным домашним заданиям. Универсальных методов работы в подобных случаях нет: кого-то вдохновляет мысль, что впереди еще немало непокоренных вершин, а кому-то важно остановиться, чтобы осознать, что жизнь не измеряется только победами, в ней бывают и поражения, и что проигрывать по правилам тоже нужно уметь…Если же кризис преодолен, если есть желание и намерение идти дальше, учителю нужно найти в себе силы перейти из положения жесткого тренера к роли консультанта, допускающего, что есть области, в которых учитель и ученик равны или, что еще важнее,  ученик может превзойти учителя. Эта эмоциональная смена невероятно эффективна, но часто бывает трудно реализуема из-за ложной учительской боязни потери авторитета. И тут уже нужно говорить об определенном внутреннем кризисе учителя – необходимости осознания новых ролевых функций, появления новых (кроме учителя) авторитетов у учащегося, поскольку мир его предметных интересов уже давно находится за пределами классной комнаты. Полный переход на индивидуальные задания чреват потерей адекватной самооценки в учебном социуме, поэтому необходимо комбинировать задания традиционные (для всех) и индивидуальные.Любая победа, к которой учащийся стремился и которой сумел добиться, приносит опустошение и торможение работоспособности – это закон сохранения. И учителю требуется много такта и терпимости, чтобы не досадовать по поводу того, что ежедневные – значительно более легкие! – задания в классе выполнены не блестяще тем, кто еще вчера блистал на значительно более высоком уровне.​Анжелика МАКСИМЕНКО, учитель английского языка гимназии №1520 им. Капцовых, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте