Татьяна Масликова«Кому хочу – тому даю!» – заявляла своим учителям одна довольно известная в воронежской педагогической среде школьная директриса. Учителя возмущались, правда, большей частью те, кто не входил в число приближенных и, соответственно, получал маленькую зарплату. Рассказывали, что особенно противно было наблюдать за делёжкой стимулирующей части ФОТ, – именно делёжкой, распределением происходящее уже никто не называл. Получалось, что в последние три года у педагогов с высшей категорией при одном и том же количестве часов год от года зарплата уменьшалась.
Как справедливо и правильно оценить учительский труд, в этом году решала практически вся активная часть педагогической общественности области. При участии учителей, школьных директоров и, конечно же, руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием был составлен очень подробный, но пока еще предварительный перечень оснований для премирования школьных педагогов. Предварительным его называют потому, что пока еще он не прошел окончательного согласования в общественных советах, созданных при областном департаменте образования, науки и молодежной политики. Советов три – «директорский», «профсоюзный» и «общественный», они так названы условно по статусу большинства входящих в каждый совет представителей. Учителя-предметники участвуют в работе совета, представляющего общественные организации, так как каждую предметную ассоциацию причислили условно к общественным организациям (общественная организация математиков, например, или преподавателей естественно-научных дисциплин). Может быть, это не совсем корректно с точки зрения определений, зато оказалось очень действенным, потому что у ведущих педагогов области появилась реальная возможность лично участвовать в составлении списка критериев оценивания учительского труда.
Список получился вот таким:
Основание для премирования
– достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения;
– подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня;
– участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы;
– разработка и внедрение авторских программ;
– реализация программ углубленного и профильного изучения предметов;
– создание условий для выстраивания индивидуальной траектории обучения и воспитания (индивидуально-ориентированная работа с одаренными, неуспевающими и др.) учащихся;
– применение в учебно-воспитательном процессе наглядных материалов, информационных, здоровьесберегающих технологий, ранее не применяемых в учреждении;
– организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья, профилактике вредных привычек учащихся;
– организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж учреждения среди учащихся, родителей, общественности;
– наставничество, организация педпрактики, стажировка;
– научно-педагогические и методические публикации по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и опыта коллег;
– успешное участие в профессиональных конкурсах;
– развитие системы ученического, родительского самоуправления, социального партнерства;
– организация деятельности научно-исследовательских обществ учащихся;
– высокий уровень дежурства по учреждению, оперативное и качественное решение возникших в ходе дежурства проблем, снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины, снижение количества учащихся с дивиантным поведением;
– снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций;
– высокий уровень (своевременное и качественное исполнение распоряжений) исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дели т.д.), участие в электронном документообороте учреждения
После окончательного утверждения, примерно во второй половине сентября, этот список показателей будет рекомендован всем школам области для использования, то есть, для расчета стимулирующей части ФОТ.
Понятно, что обязательно найдутся несогласные. Уже хотя бы потому, что даже теоретически невозможно выработать и учесть все критерии, по которым должен оцениваться учительский труд. Каким показателем можно измерить, например, становление человеческой души, или взращивание в маленьком взлохмаченном существе ответственного гражданина, а по какому критерию оценить участие педагога в воспитании порядочности, великодушия, терпимости? Проходят годы, прежде чем мы, став взрослыми и самостоятельными и начав воспитывать собственных детей, понимаем, сколько было вложено в нас казавшейся чересчур строгой физичкой или до смешного рассеянным историком, знавшим абсолютно все про русских царей и однажды пришедшим на урок в разных носках. Иногда думаю, как было бы здорово зайти сейчас в свою школу и сказать, что Нине Семеновне каждый месяц надо выписывать премию за то, что научила нас не только своему предмету, но и честности, а Зое Васильевне за то, что своим примером, своей жизнью воспитывала в нас силу духа и умение не пасовать перед трудностями… Да, еще вот этому учителю, и этому… Но кого-то уже нет, а те, что остались, довольствуются своей скромной пенсией и в школу приходят только на праздники, если их приглашают.
Вспоминаю, с какой гордостью лет десять назад педагоги воспринимали звание «соросовский учитель». Если отбросить политику и отнюдь не лестные характеристики самого Сороса, то принцип отбора лучших учителей, которым тогда пользовались (опрос студентов и более взрослых, уже работающих сограждан), хорошо было бы использовать и сегодня. Такой взгляд через годы мог бы повысить объективность оценивания учительского труда, хотя, конечно, не верится, что его бы учли при расчете ФОТ. А вот если бы у управляющего совета были свои, дополнительные к бюджетным средства, из них вполне можно было бы выплачивать Премии народного признания. Кстати, в некоторых регионах, например, в Тамбовской области, уже выбирают общественным голосованием Народных учителей Тамбовской области и находят возможность для их поощрения.
В Белгородской области есть школы, разработавшие свой список критериев оценки труда педагогов и успешно использующие его в работе. Я попросила директора школы № 24 города Старый Оскол Белгородской области Ольгу Латынину поделиться опытом. Выяснилось, что самый объемный и наиболее оплачиваемый раздел называется «Сформированность предметных компетенций обучающихся» и включает несколько критериев. Главный – «Успешность учебной работы», вот только оценивается он не по обычной схеме «чем больше отличников и хорошистов, тем лучше, динамика есть», а с использованием специального плана-задания. Для каждого класса в школе разрабатывается свой план-задание, учитывающий, насколько успешны и сильны дети. Например, в физико-математическом классе, где все учатся на 4 и 5, перед учителем будет стоять задача поддержать и повысить данный уровень. В обычном общеобразовательном классе премию учителю могут дать за то, что троечник исправил наконец свою оценку на четверку, а двоечник – на три. Принимаются все план-задания в начале каждой четверти на общем собрании учителей, а в конце четверти подводятся итоги, также коллегиально. Если задание выполнено, учитель получает 5 баллов, что примерно соответствует 500 рублей. То есть, как говорит директор, учитель поощряется за то, что смог в учебной работе по своему предмету реализовать всё заложенное в ребенке. На мой вопрос, не станет ли учитель намеренно завышать оценку, Ольга Ивановна ответила отрицательно: смысла нет, потому что обсуждение идет коллегиально, и другие учителя тоже в курсе, лучше или хуже стал учиться ребенок.
Следующий критерий в этом разделе – результаты ЕГЭ и ГИА. Тут считать проще, потому что баллы по итогам единого экзамена сравниваются с минимальным федеральным уровнем, и в зависимости оттого, насколько выше результат, учитель получает поощрение. Учитываются также результаты в олимпиадах и различных конкурсах. Кстати, когда только начинали работать по НСОТ, за эти показатели учитель получал значительное поощрение. Теперь олимпиады ценятся по-прежнему высоко, а премии за конкурсы уменьшились. В 24-й школе в одном из последних конкурсов российского уровня победителями стали 850 детей, это две трети всех учащихся, соответственно, ужесточился и критерий оценки учительского труда. Теперь поощрение рассчитывается не за каждого участника конкурса, а за призовое место и личное, а не заочное присутствие. Только в этом случае учитель получает 10 баллов – примерно 1000 рублей.
За «личные достижения педагога» поощрение тоже сохранилось, но уменьшилось. Так как при аттестации этот показатель учитывается в первую очередь.
Еще один немаловажный раздел – это сформированность информационно-технологической компетенции обучающихся. В 24-й школе оценивается ведение учителем электронного журнала (систематичность, частота обновлений) и работа со школьным электронным порталом знаний.
Сформированность коммуникативной компетенции оценивается как у детей, так и у педагогов. Точнее, за высокие результаты учащихся (публикации в прессе, выступления на конференциях) учитель тоже имеет поощрения. Зато сам он должен до пяти процентов времени урока вести на иностранном языке – вот такая коммуникативность. Вообще это идея губернатора, так через школу в регионе осваивают иностранный и взрослые, и дети. Сама Ольга Ивановна – историк, говорит, приходится соответствовать и вспоминать английский вместе с детьми, на уроках истории.
Требования, которые сегодня предъявляет к учителю общество, велики и растут постоянно, опережая индексации и повышения. Чтобы справиться с ними, нужен не только высокий профессионализм, но крепкие нервы и достойная зарплата. А еще четкие критерии оценки труда педагога и открытость распределения школьных средств.
Фото автора
Комментарии