search
main
0

Светлое будущее

Вперед, опираясь на достижения и учитывая ошибки прошлого!

В Российской академии образования прошла Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании». Ведущие российские и зарубежные ученые, руководители образовательных организаций и педагоги в очном и в онлайн-формате обсудили перспективы международного сотрудничества, актуальные аспекты подготовки педагогов, обучение и развитие школьников в современном цифровом обществе и влияние пандемии на учебный процесс.

Столь знаковое мероприятие не обошли вниманием те, кто по долгу своей работы призван развивать наше образование. Свои приветствия, в частности, направила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова. По ее словам, «комплексные исследования, где педагогика интегрирована с другими науками, становятся все более востребованными, поэтому научную работу в сфере образования все чаще ведут ученые многих направлений – от педагогики до нейробиологии».

Российская педагогическая наука пользуется большим авторитетом во всем мире, школьное образование всегда оставалось на высоком уровне, о чем говорят результаты международных исследований, таково мнение заместителя министра просвещения Российской Федерации Татьяны Васильевой. «Перед нами поставлена глобальная задача, связанная с созданием условий для самореализации и развития талантов детей и молодежи, для этого нам необходимо поддерживать наших учителей, – подчеркнула она. – И делаем это мы, базируясь на выводах наших ученых, вместе вырабатываем подходы к развитию и формированию качественного образования».

Однако чтобы двигаться дальше, необходимо не только понимать, в чем мы сильны, но и знать наши слабые места, уверен заместитель главы Рособрнадзора Евгений Семченко. В своем приветствии, обращенном к участникам конференции, он привел результаты исследований, согласно которым «…есть определенные проблемы, существенно обострившиеся в условиях пандемии». В частности, 20% учителей испытывают определенные проблемы в предметной подготовке, 50% – в методической подготовке, до 80% испытывают проблемы, связанные с объективностью оценивания. А кроме того, из всего количества школ (40,8 тысячи) 9324 демонстрируют низкие образовательные результаты. Тем не менее Рособрнадзор проводит гигантскую работу, для того чтобы Россия вошла в десятку лучших стран мира по качеству образования.

Выступая перед сидевшими в зале и находившимися по ту сторону экрана коллегами, президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева констатировала готовность к переменам и желание использовать достижения наших ученых для повышения качества образования. «Перед учеными всего мира сегодня стоит задача: дать оценку влияния цифровой трансформации и ситуации с COVID-19 на образовательный процесс, – заявила она. – Нужны научный анализ, верные прогнозы и, самое важное, полезные и выверенные рекомендации. Это мероприятие дает старт системной работе по научному обоснованию и экспертно-аналитическому сопровождению тех решений в системе образования, которые будут приниматься дальше». В то же время Ольга Васильева заметила, что если почти четверть от общего количества школ можно смело назвать отстающими, то надо что-то делать в системе высшего педагогического образования, коль скоро наши вузы выпускают учителей столь низкой квалификации.

Эти и многие другие проблемы обсуждали на пленарных секциях. На одной из них член-корреспондент РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова рассказала, какими качествами должен обладать учитель будущего: уметь работать в разновозрастной команде, быть увлеченным процессом познания, ответственно относиться к своему и чужому личностному потенциалу.
Она также отметила, что исследователи на современном этапе выявляют у молодых педагогов дефицит предметно-методической подготовки.

На секции, посвященной теме «Современный ребенок и подросток в цифровом обществе», академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО Сергей Малых рассказал, что отличники и троечники примерно одинаковое количество экранного времени проводят за компьютерными играми – 57,75% и 60,18% соответственно. При этом в качестве окна в цифровой мир школьники в подавляющем большинстве случаев используют смартфоны (77,9%), на втором месте идут настольные компьютеры (10,4%). 67,8% детей проводят за экраном 50‑100% свободного времени. Самый пик использования компьютеров и смартфонов приходится на 16 лет.

Руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ «Высшая школа экономики», академик РАО Виктор Болотов на сессии «Образовательный процесс в условиях цифровой трансформации» привел следующие данные: 46% родителей отмечают, что за время пандемии ребенок стал менее организованным.
Кроме того, более 40% учащихся говорят о существенном увеличении учебной нагрузки в период вынужденного дистанционного обучения.

В ходе ключевой пленарной сессии «COVID-19 и вызовы мировому образованию» заместитель президента РАО Геннадий Онищенко обнародовал данные о ситуации с заболеваемостью коронавирусом в Российской Федерации. «Ситуация с распространением этой инфекции заставила нас по-новому взглянуть на те возможности и риски, которые несет внедрение цифровых образовательных технологий, стимулировала выработку методологии для реализации образовательного процесса в новых условиях, – констатировал он. – Необходимо, чтобы все дети были защищены как от гриппа, так и от коронавируса, чтобы осуществлялся нормальный педагогический процесс, пусть и с эволюционным внедрением цифровых технологий в повседневную образовательную практику на этапе как общего среднего, так и профессионального образования».
На круглом столе по теме «Развитие среднего профессионального образования: возможности и риски» под председательством и. о. вице-президента Российской академии образования Михаила Стриханова одной из тем обсуждения стала реализация стратегической инициативы «Профессионалитет».

Учитывая международный статус мероприятия, было бы странно не использовать его для развития межгосударственных отношений на высшем уровне. Поэтому президент РАО Ольга Васильева и ее коллега из Казахстана, президент Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина Гани Бектаевич Бейсембаев, пришли к совместной инициативе о создании Ассоциации академий образования государств – участников СНГ. В ближайшее время будет сформирована рабочая группа из представителей профильных организаций заинтересованных стран.

…Стоит напомнить, что примерно за неделю до этого, в самом начале декабря, в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» прошла V Всероссийская научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов». Выступая там, Ольга Юрьевна предложила создать ассоциацию учителей, преподающих основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и основы духовно-нравственной культуры народов России. «Значимость курса «Основы религиозных культур и светской этики» для воспитания у детей гражданского сознания и уважения к традициям российской цивилизации и культуры несомненна, – высказала она свою позицию. – Однако в педагогическом сообществе идут дискуссии о том, как преподавать эти дисциплины, какими знаниями и компетенциями должен обладать сам педагог. Самое важное, самое сложное в воспитании детей – передача нравственного опыта. Поэтому сейчас при подготовке педагогов мы должны прежде всего думать о том, кого мы хотим обучить и воспитать. Считаю, что время для создания такой ассоциации, объединяющей педагогов – преподавателей ОРКСЭ в школе, пришло». Как говорил в подобной ситуации римский император Константин I Великий: «Сим победиши!» Победа будет за нами!

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

P.S. Записи трансляции пленарных сессий доступны по ссылкам:
1-й день – https://www.youtube.com/watch?v=smw-bsGgWz0;
2-й день – https://www.youtube.com/watch?v=TnSNWBNK-KI&t=10056s.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте