Заочных хирургов не бывает. Так почему же у нас в России возможны заочные учителя?! И почему мы как должное воспринимаем то, что полноправными учителями у нас работают те, кто не имеет высшего образования?
Девушка окончила медицинское училище. Может ли она работать врачом? Нет – лишь медсестрой или фельдшером. А врачом она станет только тогда, когда получит высшее образование. Причем только очно. Так почему же у нас возможны заочные учителя?
Впервые с печальными последствиями заочного образования я столкнулась в детстве. В одной из школ, где я училась, была учительница, над которой ученики втайне подсмеивались. Неглубокое знание предмета учителем дети всегда видят, даже «двоечники». А история к тому же – предмет «рассказывательный», он требует от педагога умения вести повествование, сравнивать и делать выводы – словом, в отличие от, например, математики, здесь пробелы в знаниях невозможно скрыть, тайком от учеников заглянув за нужной формулой в учебник. Видно было, как наша учительница мучается, путано, корявыми фразами рассказывая новый материал словами учебника. Спасительный источник знаний при этом лежал у нее под боком, и она то и дело туда заглядывала. Знатоки истории из нашего класса несколько раз уличали ее в ошибках. Мы знали, что эта преподавательница, единственная в школе, имела заочное высшее образование. Я хорошо осознаю, что и среди учителей, окончивших педагогические вузы очно, встречаются те, кто не обладает достаточными знаниями, высоким интеллектом и широтой кругозора, чтобы иметь право учить детей. Но я абсолютно уверена в том, что среди так называемых «заочников» процент таких людей больше. Почему? На это работает сама система подготовки заочников. Она вызывает лично у меня недоумение. Когда-то я сама поступила в Новгородский педагогический институт на факультет начальных классов. На этот факультет еще был приличный конкурс: нужно было по трем вступительным экзаменам получить «5», «4» и «5». Три моих одноклассницы по конкурсу не прошли. Они поступили в Новгородское педагогическое училище. Это были девочки, которые в школе учились на «тройки». Через пару лет после окончания училища все они поступили на заочное в тот же педвуз, в который не смогли пройти по конкурсу. И школа получила бывших троечниц себе в учителя. Между тем, в нашем НГПИ были факультеты, например, филологический, на которые можно было поступить очно даже с тремя «тройками» по вступительным экзаменам. Представляете, каких преподавателей русского языка и литературы получали год за годом наши школы? Даже среди очников-русистов были школьные троечники, что же говорить о тех, кто на факультет русского языка и литературы поступить не смог, но окончил педагогическое училище и через заочное образование получил-таки заветное звание учителя?! Это уровень ниже троечника… Эти учителя, которых к детям нельзя было подпускать на пушечный выстрел, прочно обосновались в наших школах в то время, когда я заканчивала институт – в начале 1990-х. Тогда зарплаты у представителей всех профессий были одинаковые. Потом, я думаю, таких эрзац-педагогов стало меньше, потому что был долгий период, когда учительские зарплаты стали очень маленькими. Но в последние года два-три в школах зарплаты реально повышают. И нас ждет приток малообразованных учительских кадров, которые будут получать престижное высшее образование уже описанным выше способом, заочно, через училища, которые теперь называются колледжами. Почему вообще у нас существует такой путь – легкое получение высшего образования для того, кто получил среднее профессиональное образование по той же специальности? Мне наверняка будут активно возражать те, кто знает примеры: мол, есть хорошие учителя, которые в силу каких-то жизненных трудностей смогли окончить только педучилище, проработали много лет в школе и теперь хотят получить высшее образование. Что же, для таких хороших педагогов путь должен быть закрыт? Я отвечу так. В странах Запада есть четкое разделение: учителем может работать лишь тот, кто получил высшее образование. А тот, кто имеет среднее профессиональное образование – считай, окончил наше училище – тот имеет право работать помощником учителя. Помощником! Это – официальная должность для таких людей. А хочешь быть учителем – получай образование высшее. И это правильно! Представьте ситуацию – девушка окончила медицинское училище. Может ли она, по-вашему, работать врачом? Совершенно верно, нет – лишь медсестрой или фельдшером. А врачом она станет только тогда, когда получит высшее образование. Причем только очно! Заочных хирургов не бывает. Заочный хирург убьет своего пациента! Так почему же у нас в России возможны заочные учителя?! И почему мы как должное воспринимаем то, что у нас полноправными учителями работают те, кто не имеет высшего образования? Моральное воздействие учителя на детей имеет такие же громаднейшие последствия, как и физическое воздействие врача на пациента. Именно поэтому звучат предложения о том, чтобы ввести для педагогов клятву, подобную Клятве Гиппократа. Я уверена в том, что в школе должны работать только самые высокообразованные люди – чтобы хорошо научить, и только самые лучшие – чтобы хорошо воспитать. Хотели бы вы, чтобы вашего ребенка учил человек, который учился в школе на тройки и не прошел по конкурсу в вуз? Хочется сказать и о качестве заочного образования в других профессиях. Здесь давно уже существует еще один сомнительный путь – высшее заочное платное образование. Плати денежки, школьный двоечник, – и будь плохим юристом, инженером, строителем! Простор для тех, кому предстоит потом проектировать здания, которые рухнут, погребая под собой сотни жизней, строить плохие дороги, на которых убьются сотни людей. Я говорю это не голословно. Наблюдаю за знакомыми, которые получают высшее образование заочно. Очень уже это легко! Покупка контрольных работ и скидывание денег «на преподавателей» прямо обсуждаются заочниками одной группы «ВКонтакте». Задания для заочников часто или легкие, или представляют собой рефераты, которые за пять минут можно скачать из интернета. Те заочники, кто учится бесплатно, на каждую сессию тащат подарочек для преподавателя. «Мне неловко это принимать», – говорит моя знакомая, преподаватель вуза, работающая с заочниками. – «Почему-то они считают своим долгом принести даже на простой зачет какую-нибудь коробку конфет и пачку элитного чая. Так принято! И это они еще знают, что я – странный преподаватель, взяток не беру. А одна моя коллега несколько лет назад прямо сказала, что ей за зачет нужна золотая цепочка. И ведь скинулись всей группой на цепочку!» Тот, кто хорошо учится и уверен в своих знаниях, цепочку преподавателю не понесет – незачем! Значит, наше заочное образование продается и покупается, как официально, так и подпольно! По-моему, это надо менять!
Комментарии