search
main
0

Светлана Потапова, Великий Новгород: Основная причина списывания на ЕГЭ – сложность школьных программ.

В психологии педагогики есть известное высказывание: «Если ребенок обманывает, виноват тот, кого он обманывает». Поэтому списывание на выпускных экзаменах – только закономерный итог процесса, начало которого теряется где-то в начальной школе.

Я спросила знакомую девятиклассницу, будет ли она списывать на ГИА. «Конечно! – удивленно ответила девочка. – Все списывают!» Даже если считать, что из «всех» выпускников, вслух заявляющих о том, что они будут списывать, в реальности не побоится это сделать лишь половина или треть (все-таки нужно учитывать возрастную склонность подростков к браваде), все равно становится страшно. И даже не за то, что масса двоечников пройдут в ближайшем будущем в результате списываний на ЕГЭ на бюджетные места в вузы. Для того чтобы списать, тоже надо иметь голову на плечах, и во всех КИМах по всем предметам есть задания, с которыми автоматическим списыванием не обойдешься. Меня страшит другое – поголовный обман, царящий в школе, обыденное, принятое как стандарт списывание еще задолго до ЕГЭ и ГИА, на самых рядовых контрольных и самостоятельных работах.

Списывание на выпускных экзаменах – только закономерный итог этого процесса, начало которого теряется где-то в начальной школе. Причина этого обмана, я считаю, единственная – слишком сложные школьные программы, бестолковые учебники, завышенные требования к детям. Задания, которые даются ежедневно ребенку в классе, огромны. Идет процесс пустого зазубривания, в то время как кругозор детей становится все уже и уже с каждым годом. К проверочной работе на уроке истории, например, ученики средних и старших классов теперь должны готовить так называемую «номенклатуру» – зазубрить десятки дат и названий. Они понимают, что выучить массу никому не нужных сведений нереально – и готовят шпаргалки. Такой «номенклатурный» подход к истории уже дал свои горькие плоды – поступающие в вуз абитуриенты не знают сторонников и противников СССР во Второй мировой войне, уверены, что в 1917 году на Россию напали немцы… Рассуждениям, размышлениям на уроках истории места и времени нет – успеть бы пройти огромную массу материала, сетуют учителя. К каждой контрольной дети должны повторить по три-четыре параграфа кряду, в каждом параграфе – страниц по пять-шесть… Шпаргалки стали привычными и на самостоятельных работах по математике – слишком много формул, да еще в некоторых школах используют ложно понятый принцип «опережающего обучения». Не отдельным ученикам, а всему классу даются задания из программы следующего класса – в результате семиклассники почему-то изучают разделы программы 8-го класса, восьмиклассники – 9-го… К обману дети привыкают уже с начальной школы. Учебники по математике регулярно подкидывают – опять-таки не отдельным вундеркиндам, а всему классу – задачки олимпиадного уровня, которые решают, если смогут решить, всем сообществом родители, перезваниваясь весь вечер по телефону. Результат «калькуляторно-шпаргалочной математики» тоже печальный. Моя знакомая, преподаватель новгородского вуза, рассказывает реальные анекдоты про своих студентов – будущих преподавателей начальных классов. На первом курсе их просят сложить числа в столбик – не меньше половины студентов это сделать не могут. Перемножить два числа без калькулятора им тоже не под силу. «Возведи в квадрат!» – Дает другое задание отчаявшийся преподаватель. Студентка надолго задумывается, потом… аккуратно обводит квадратиком цифру. Современные учебники по русскому языку сложно подают правила. Самостоятельно разобраться в них и то для ребенка подвиг, а уж зазубрить, как того порой требуют программы!.. При этом на изучение русского языка в 11-м классе, например, отводится всего три урока в неделю. Читают ли наши старшеклассники? Нет, практически не читают. До нескольких учебных часов сокращена «Война и мир», другие масштабные произведения. И дети снова врут и на обычных уроках, и на ГИА, и на ЕГЭ, приводя примеры из якобы прочитанных книг. Предел сложности – учебники по английскому языку. Теперь в моде совместные учебники, созданные в соавторстве с педагогами из англоязычных стран, но не приживаются иностранные методики на русской почве. Учителя в классах разжевывают по одному слову каждую статью в учебнике английского, а дома ребенку невозможно разобраться в текстах и заданиях даже со словарем и Интернетом. Исключение – одаренные дети. Но ведь школьные программы должны быть рассчитаны на среднего ученика! И на каждую контрольную по английскому языку среднестатистический ученик снова несет шпаргалку. Да и отличник, кстати, тоже несет! Ему ведь нужны пятерки, а 25 неправильных глаголов он выучить безошибочно не в состоянии. В психологии педагогики есть известное высказывание. «Если ребенок обманывает, виноват тот, кого он обманывает». Кто же составляет программы и учебники, которые учат наших детей врать?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте