Старшеклассники говорят о том, что не пошли бы на школьную дискотеку, если бы им предложили. Во-первых, это не модно. Во-вторых, есть альтернатива получше – городские клубы. И в-третьих, они бы постеснялись танцевать при всех с одноклассниками.
Прошел день, который, не вдаваясь в точные наименования, подавляющее большинство россиян называет просто «день 23 февраля». Отметили ли его в школах России? Конечно, директора и учителя не оставили без внимания важную дату, тем более что нынешний 2015-й – год 70-летия Победы. Были тематические классные часы и линейки, смотры строя и песни, встречи со свидетелями войны. Кто-то ездил с детьми в музей, на братские захоронения. Мальчиков девочки поздравили в классах. Женщины-педагоги – мужчин-учителей.
Близится 8 марта, снова будут классные часы, поздравлять будут по гендерному признаку с точностью до наоборот. Во многих школах пройдут конкурсы самых лучших мам, другие мероприятия.
Хорошо, что наша современная школа живет не только учебой, экзаменами, отметками, хорошо, что она празднует вместе со своими учениками национальные дни единения, радости, памяти. И все же чего-то нынешней школе в этих «внеклассных» взаимоотношениях с учениками словно не хватает. Как вы считаете?
Эта мысль появилась у меня не так давно, когда школы отмечали преддверие Нового года и Рождества. Вроде бы все наличествовало для праздника: классные чаепития (у самых активных коллективов перерастающих в классные «огоньки»), хоровод у школьной елки. Или «гулянье» класса в кафе, что нынче моднее.
А мне вспомнились «новые года», «восьмые марта», «двадцать третьи февраля» и другие праздники в школах 1980-х.
Не знаю, были ли тогда директивы от роно учителям особенно празднично отмечать эти дни. У нас в школе было так.
Один-два раза в месяц вся школа с 6 по 10 класс стекалась на праздничный вечер. Говорю «стекалась» потому что эту процессию было видно издали: нарядные (в 80-е не так много было на улицах ярко и модно одетых людей) стайки девочек, переговариваясь и смеясь, цокали каблучками по улицам, ведущим к школе; по параллельным дорожкам сосредоточенно шли пацаны в джинсах и с тщательно подстриженными и уложенными в парикмахерских вихрами. Школа шла на вечер вся. Все знали, что после так называемой тематической части будет дискотека.
Опять-таки повторюсь: не знаю, как было в других школах, но у нас «тематическая часть» была по-настоящему творческой.
Был старшеклассник Сережа Петров – юный школьный гений, которому все учителя и ученики прочили поступить с успехом в театральный.
Мы, шестиклашки, впервые увидели Сережу Петрова на первом в нашей жизни школьном вечере в честь Сергея Есенина.
День рождения Есенина – 3 октября. Наш общешкольный культмассовый сектор (помните, тогда в каждом классе каждый ученик имел свою общественную нагрузку, а самые активные составляли совет школы?) решил отметить этот праздник.
Юный гений Сережа Петров сыграл тогда Есенина, как мне кажется, ничуть не хуже Сергея Безрукова. На сцене с алым шарфом в руках, на пуантах летела в каком-то не имеющем для нас названия балетном па школьная балерина Леночка Коварская в роли неистовой Айседоры. Летел на зрителей со сцены ворох настоящих желтых осенних листьев. Звучала музыка и стихи, звучал с редкой пластинки голос самого Есенина…
Новогодний вечер был апогеем всех наших вечеров. Тогда каждый класс представлял полностью срежиссированную сказку. Наш класс, помню, дебютировал с «Федотом-Стрельцом, удалым молодцом» Леонида Филатова, остромодной вещью, только что появившейся, впервые опубликованной в журнале «Юность» в 1987 году.
Вечера длились долго и интересно. После них была дискотека. Это особенные переживания: надежда девочек на то, что пригласят, робость мальчиков, возможность пацанов опробовать и показать на публике движения модного тогда брейк-данса.
«Дня влюбленных» в те годы не было. Но 8 марта обязательно устраивались во время дискотеки романтические конкурсы. Многие пары старшеклассников в них участвовали. Например, помню такой конкурс: при медленном танце паре под ноги подкладывался большой лист бумаги. Задача – не выйти за его пределы, иначе пара выбывает из соревнования. При следующем танце этот лист бумаги складывался вдвое, потом еще раз… В итоге победителем выходил тот, кто додумывался поднять свою девушку на руки и отважно притоптывал с драгоценным грузом на месте на крошечном листке бумаги… Все было целомудренно, забавно. Никто не проносил на вечер спиртное (возможно, учителя пресекали такие попытки, но мне кажется, и так было весело).
Один из школьных вечеров обязательно приходился на пасху. Вольные языки с усмешкой поговаривали (это уже был конец 80-х), что на этот вечер с дискотекой нас заманивали целенаправленно, чтобы мы, комсомольцы и пионеры, вдруг в церковь не решили пойти. Как бы то ни было – все выбирали дискотеку, и вечер в пасхальный праздник был таким же ярким, как всегда…
Мы уже взрослые 40-летние тети и дяди. Ничего не знаю о юном гении Сереже Петрове, увы, не видно его на телеэкране, и в интернет-ссылках такого актера, уроженца Великого Новгорода, нет. Но я знаю, что бывшие ученики нашей школы помнят наши вечера, на которых каждому хоть раз да довелось стоять перед рукоплещущими зрителями на сцене, и целомудренные дискотеки.
Я журналист «Учительской газеты», езжу по школам России, пишу о них. Знаю, что во многих сельских школах еще есть такие традиции общих больших праздников, постоянных театральных постановок, неприхотливых дискотек, глядя на которые, пожалуй, снисходительно улыбнутся завсегдатаи модных столичных клубов.
Знаю и то, что во многих школах больших городов, увы, навсегда исчезли школьные дискотеки, классы все чаще идут отмечать праздники не в школу, а в кафе и рестораны. Да, есть в образовательных учреждениях другие общие мероприятия. Но все меньше у детей чувства единения, все больше личных дел вне школы.
В откровенных беседах некоторые директора школ мне говорят: «Я бы устроил школьный вечер. Но кто, скажите, оплатит труд учителей, которые будут контролировать это мероприятие? И потом, знаете, обязательно спиртное пронесут. Время сейчас такое…»
А дети – старшеклассники – говорят о том, что не пошли бы на школьную дискотеку, если бы им предложили. Потому что это не модно, во-первых. Есть альтернативы получше в городских клубах, во-вторых. И, в-третьих, они бы постеснялись танцевать при всех с одноклассниками.
А в вашей школе есть вечера и дискотеки? Или они современной школе не нужны?
Комментарии