search
main
0

Светлана Потапова, Великий Новгород: Дети не ценят «слишком» умных учителей. И виноваты в этом педвузы.

На уроках одного из лучших учителей моего детства царил хаос. Сейчас я думаю, что он не осознавал особенностей детского восприятия и интеллектуального уровня школьников, не способных справиться с мощным потоком дополнительной информации.

В школе, где я училась в детстве, был преподаватель музыки, умница и талант. Он был интеллигентен и увлечен своим предметом. Благоговейно ставил на уроках на проигрыватель пластинки с самыми интересными музыкальными произведениями, которые разыскивал в поездках в музыкальных магазинах Москвы и Ленинграда специально для нас. Однажды он сутки не спал в поезде – ехал из отпуска и оказался в одном купе с человеком, коллекционирующим старинные песни; поскольку диктофонов тогда не было, наш учитель пожертвовал сном, чтобы тщательно записать со слуха ноты новых музыкальных произведений. Он приехал к нам с этими песнями, так хотел поделиться с нами эмоциями, которые они в нем вызывали…  Но, увы, классы, для которых учитель играл эти песни на гитаре и фортепьяно, его чувств не разделили. К сожалению, 90 процентов его учеников не только не понимали этого педагога, но и почти в открытую смеялись над ним, разговаривали на уроках во время проигрывания его любимых пластинок…

Когда дети очень шумели, он складывал на груди свои руки с тонкими длинными музыкальными пальцами и отворачивался к окну. Однажды он, мужчина, не сдержал слез на уроке в нашем пятом классе. Сказал, что уйдет из школы, что больше не может… Наши мальчишки были самыми озорными в школе… Староста класса побежала за завучем; та пришла, строгая, монументально нависла над нами, озорники замолчали. Тогда мы впервые узнали от завуча, что наш учитель в прошлом был лауреатом музыкальных конкурсов, отличным пианистом… Но, увы, уже минут через 15 после ухода завуча шум, переходы с места на место и выкрики – все возобновилось снова…

В каждой школе есть педагоги (и их немало), которым тесно в рамках своего предмета, потому что они обладают грандиозным кругозором. Им так много хочется передать детям! Влюбленный в литературу «русист» цитирует наизусть своим ученикам подходящие к случаю строки писателей и поэтов; увлеченному физику всегда недостаточно разрешенных программой опытов; математику хочется не только написать на доске обязательные формулы, но и поведать об удивительных судьбах математиков-ученых…

Почему же обладателей такого высочайшего уровня знаний зачастую не слушают дети? Возможно, древнегреческого философа Аристотеля, который, свободно размышляя, преподавал своим ученикам во время прогулок, ждала бы неудача, перейди он в наш стандартный учебный класс, где на него по ту сторону незримой баррикады уставились бы десятки насмешливых детских глаз?!!

Может быть, корень зла – в нехватке преподавания часов на методику в программах педагогических вузов? Об этой назревшей проблеме говорят учителя, к которым в школы приходят на практику студенты. Между тем, теоретическая, научная часть содержания программ по подготовке будущих учителей в вузах очень часто перегружена и никак не связана с будущей профессией. Зачем, например, будущим учителям начальных классов изучать в вузе бином Ньютона?!!

«Учитель года-2012» Вологодской области Альмира Бабушкина сказала мне однажды в интервью: «Главная ошибка начинающего учителя в том, что он планирует собственную деятельность. А будут ли в этот момент дети его слушать, об этом он не думает. Мне повезло с педагогами, на моей первой педпрактике школьная учительница сказала: «В каждом конспекте я хочу видеть, что в каждую минуту урока делают твои ученики». Безусловно, ошибка слишком много знающих учителей состоит еще и в том, что они не осознают особенностей детского восприятия, интеллектуального уровня своих учеников. В результате педагог обрушивает поток дополнительной информации на учащихся, а те, не умея с ней справиться, перестают его слушать. Увы, не всем так везет, и не каждому практиканту в школе встречается педагог, способный растолковать подобные вещи. Но почему, собственно, роль наставника-методиста берет на себя школьный учитель, а не вузовский преподаватель? Его ли это обязанность? Да и невозможно за короткую практику рассказать студенту то, чему в вузе обязаны учить пять лет…

Еще одна финалистка «Учителя года-2012», псковичанка, преподаватель математики Елена Семенова описала собственные эмоции во время своих первых уроков в школьном классе: «Возникает паника. Ты ощущаешь, что подкован теоретически, обладаешь большими знаниями, но на самом деле приходишь после института, как чистый лист. Методику изучения каждой темы ты более или менее освоишь, проработав 5, а то и 10 лет. Тогда ты будешь знать каждый штрих в каждой теме, предполагать, где у детей могут возникнуть проблемы и как над этим работать. Я считаю, что в пединститутах недостаточно внимания уделяют методическому разбору преподавания отдельных тем».

Так не хочется, чтобы школа каждый год теряла нестандартных, парящих высоко в небе, непонятых коллегами и учениками учителей. Не справляясь с дисциплиной, такие педагоги часто ошибочно думают, что выбрали не свою профессию… И жаль десятков лет, которые теряют те, кто все-таки в школе остается – лет, потраченных на  постижение того, что можно было бы пройти еще в вузе…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте