«Здравствуйте. К вам обращается группа родителей учеников начальных классов школы №29. В этом году нашим детям было отказано в продленке. 2-4-е классы объединили в один, взяв на продленку по 8 человек. И мы попали в очень затруднительное положение, потому что бросить работу, чтобы забирать детей, невозможно, а добираться домой нашим детям одним слишком опасно.Просим вмешаться в ситуацию и выяснить, на каком основании администрация школы не создает группу, если есть много желающих…»
«…Подскажите, каким образом формируется стоимость пребывания в группе продленного дня? Как мне сказали, ежемесячно – 4800 руб., причем 800 руб. из этого – на хознужды. Каждый месяц. С каждого ребенка 800 руб. Существует ли какой-либо официальный документ, расписывающий эти расходы и затраты, и стоимость для родителей, или все на уровне – классный руководитель (завуч, директор) сказал… Почему, если на продленке кормят в 15 часов (и качество пищи оставляет желать лучшего), а ребенка забирают в 16 часов, отказаться от оплаты питания нельзя? Не есть можно, а не платить нельзя? Что за навязывание?..»
Это всего лишь два из множества обращений, прочитанных мною на сайте Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Работа интернет-приемной в действии: под каждым обращением – ответ из департамента. В основном по существу, иногда отписки, но по каждой жалобе, где указаны конкретные школы, детские сады и названы фамилии, обязательно проводится проверка, а результаты есть в ответах. Например, по школе №29 сказано, что в ней открыто 3 группы продленного дня на 75 человек (всего в 1-4-х классах 212 учеников), и это соответствует штатному расписанию. А то, что мест на всех не хватает, это известно, и потому «при зачислении в группы продленного дня преимущество отдается детям из социально незащищенных семей». Но после обращения на сайт департамента «комиссией по вопросу комплектования ГПД рассмотрены все поданные заявления, и дополнительно в них зачислено 3 учащихся». То есть результат, пусть и маленький, есть.
По второму заявлению – оно почти анонимное, с пояснением «поговорил со знакомыми, их ребенок учится в такой-то школе, а там поборы и т.д.» – ответ соответствующий: например, «жалоб на питание не поступало». Зато развернуто говорится о ГПД: «В школе функционирует 2 группы продленного дня, с которыми работают воспитатели высшей и I квалификационной категории. Пребывание в ГПД для обучающихся БЕСПЛАТНОЕ… Завершают работу группы продленного дня в 17 ч. 30 мин….» И есть еще очень интересное пояснение о том, что на базе школы работает частное образовательное учреждение, которое проводит занятия с первоклашками по программе такой-то, а родители добровольно оплачивают дополнительные образовательные услуги. Другими словами, вполне возможно, что какие-то средства с родителей берутся (сколько – не указано), но все делается по согласию. Раз так, то и возмущаться вроде как нечего. Только это не так.
Тема продленки в последнее время одна из самых острых. Уже больше года действует новая редакция закона об образовании, который официально отделил группы продленного дня от образовательного процесса, назвал их группами по уходу и присмотру за детьми, и обозначил, что любой присмотр должен оплачиваться заказчиками услуги, то есть, родителями. 24 сентября 2014 года Минобрнауки направило в регионы письмо (№08-1346) с методическими рекомендациями «по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня…». В письме, предваряя сами рекомендации, есть высказывание директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России А.В. Зыряновой, в котором говорится об «участившихся в последнее время обращениях» родителей и общественности с жалобами на «необоснованно высокую плату» за услугу по присмотру и уходу. То есть жалобы есть, их количество растет, министерство это признает и обращает на это особое внимание.
Мало того, в середине октября на заседании Госдумы один из депутатов объявляет о рейтинге, который уже составили по результатам опросов во всех регионах России, а в некоторых СМИ появляется информация о самых дорогих продленках России: в Москве – 17 тысяч рублей, в Курской области – до 8 тысяч, в Свердловской – до 7,2 тысячи рублей в месяц, Воронежской – 7 тысяч, в Тамбовской – 4,2 тысячи рублей. Зато в таких регионах, как Санкт-Петербург, Архангельская область, Волгоградская, Псковская, Калужская, Рязанская, плата за пребывание детей в группах продленного дня не берется вообще.
После проведенного нами исследования на тему, как устроена современная старая новая продленка (глядишь, появится очередной неологизм по аналогии со старым Новым годом), стало понятно, что бесплатные ГПД остаются только там, где насчет этого принято специальное постановление муниципалитета – учредителя школ. Например, в Белгородской области действует постановление, по которому плата за уход и присмотр в таких группах составляет 501 рубль в месяц, и есть ряд льготников, которые от нее могут быть освобождены. Мало того, в одном из районов области – Краснояружском – принято свое постановление, по которому и уход, и присмотр, и все занятия, посещаемые детьми в ГПД, бесплатные! Родители не платят ничего. Такова принципиальная позиция руководства района. Но воспитатели групп зарплату получают, требования СанПиНов исполняются, группы моются и дезинфицируются, детей кормят, гуляют с ними, делают уроки, да еще и в кружки водят. За все это платит муниципалитет из своего бюджета. Как рассказала на последнем селекторном совещании Елена Головенко, начальник управления образования администрации Краснояружского района, на период с 1 сентября и до конца 2014 года в районном бюджете специально заложено 950 тысяч рублей на организацию и работу групп по присмотру и уходу за детьми:
– А на весь следующий год уже запланировано 2 миллиона 800 тысяч рублей. И эта услуга прописана нами в муниципальном задании.
Областная видеоконференция, на которой краснояружцы делились своим опытом, транслировалась на все учреждения образования Белгородской области более двух часов, а тема была одна – \”Предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в общеобразовательных организациях\”. О том, насколько остра проблема, говорят цифры: если еще год назад группы продленного дня посещали около 30 тысяч детей – учащихся белгородских школ, то в этом году их осталось чуть более 11,5 тысячи человек. Есть муниципалитеты, которые просто отказываются организовывать ГПД, ссылаясь на их невостребованность. Правда, при проверке выясняется, что или детей меньше 25 – на одну группу не набирается, невыгодно, или воспитателя нет, или еще какие-нибудь проблемы. Они, кстати, во всех регионах примерно одинаковые, просто в Белгороде о них говорят достаточно открыто и пытаются найти приемлемые решения.
Более подробно о том, как работают ГПД на Белгородчине, и, конечно, о том, откуда взялась сумма в 501 рубль в месяц, мы расскажем в ближайшее время в бумажной версии «Учительской газеты». Сейчас добавлю только то, что мне и, думаю, очень многим нашим читателям будет импонировать позиция начальника Департамента образования Белгородской области Игоря Шаповалова, высказанная во время видеоконференции:
– Важно создать такие условия, чтобы услугой по присмотру и уходу за ребенком мог воспользоваться каждый желающий родитель… Исходить надо не из внутренних финансовых или иных задач, а от потребностей людей, родителей.
Как видим из обращения воронежских родителей, с которого начался наш разговор, их потребности учитываются далеко не всегда. И эта проблема одинакова для всех регионов. Детей в начальной школе стало больше, а помещений в школе не прибавилось. Найти кабинет для продленки – проблема. Из каких средств платить воспитателю, если в «соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона)». Это цитата из методических рекомендаций Минобрнауки.
В итоге получается, что каждый сам себе хозяин. Например, в Тамбове существуют и работают на бесплатной для родителей основе группы по уходу и присмотру за первоклассниками. Дальше идет оплата, но она может быть различной в зависимости от дополнительных образовательных услуг. И по времени работы есть различия: бесплатные группы действуют только до 15 часов, а школы полного дня, где дети после уроков посещают занятия допобразования, спортивные секции, ужинают, гуляют, выполняют домашнее задание, – это хоть до восьми вечера. Но за дополнительную плату. Само понятие «группа продленного дня» в Тамбове стараются не использовать, говорят, устарело, не соответствует правилам СанПиНов, потому что ГПД предполагают дневной сон, а где у нас сегодня в обычной школе, в блоке для началки, вы найдете дополнительные игровые комнаты и спальни? Нет их. Поэтому из ГПД получились ГПиУ – группы присмотра и ухода (почти ГПУ какое-то!).
В Воронеже продленка сохраняется и официально, и в бесплатном виде, и в платном – как вам больше нравится. Обычно школа с численностью учеников больше тысячи открывает 4 группы продленного дня для учащихся начальной школы, и тут родители сдают деньги только на питание. Но попадают в эти группы не все желающие, а в основном льготные категории – многодетные семьи, родители-одиночки, малообеспеченные или те, кто принесет с работы справку, что занят до 18 часов, раньше не отпустят. Большинство людей из этих категорий заплатить за ГПД не могут, доходы не позволяют. Тех, у кого позволяют, приглашают в платные группы, которые обычно организованы при той же самой школе, иногда даже не одним, а сразу двумя центрами по уходу за детьми (название может варьироваться – центр развития детей, центр раннего развития, студия счастливого детства и т.д.). В Воронеже сейчас таких стало много. Или договариваются со школой и снимают в аренду кабинет на определенное послеобеденное время (и свободные классы сразу находятся!), или арендуют помещение в соседнем со школой здании, куда приводят детей после уроков, там с ними занимаются, а, например, на обед водят их в школу. Все очень удобно!
Наверное, на эти частные продленки и ориентировались в своих рейтингах депутаты, возмущаясь запредельными ценами. И они же сами, между прочим, два года назад принимали пресловутый закон об образовании, который создал подходящую почву для процветания мелкого бизнеса на организации ГПД. Сейчас, говорят, выходят с инициативой, чтобы на занятия в группах продленного дня распространялось подушевое финансирование, а значит, и деньги из бюджета, а не из родительского кармана. Идея хорошая, но насколько осуществима – вопрос.
Фото автора
Комментарии