Недавно в Пансионе воспитанниц Минобороны РФ состоялся показ уникального пластического спектакля «Письма памяти» известного балетмейстера Олега Николаева в исполнении молодых актеров Москвы, большую часть которых составили артисты Театра Луны. Дочери российских военнослужащих, а Пансион насчитывает более семисот воспитанниц, в финале аплодировали стоя. В спектакле все сказано танцем: «Письма памяти» – незаурядная по драматургической силе постановка, охватившая емко и лаконично самый трагический период нашей истории – Великую Отечественную войну. Рассказ, сотканный из жизни одного двора, обретает масштаб и целостность героического эпоса. Сюжет подсказала сама жизнь: мать Олега Николаева с юности стояла у станка – все ее братья ушли на фронт и не вернулись. В спектакле «читаются» десятки «военных» кинолент и повестей – сплетение миллионов судеб, опаленных войной. Каждая сцена – отдельный самостоятельный рассказ на эстрадные хиты тех лет. Это припорошенные временем, но вечно живые мелодии: «Я милого узнаю по походке», «Риорита», «Журавли»…
Итак, в обычном доме на три подъезда живут обычные люди. Офицер (Павел Крайнов), его жена (Марина Казанкова), почтальонша (Юлия Головина), дворник (Максим Лебедев). Их дочь школьница, «Джульетта» (Ольга Кузьмина) – самый пронзительный образ во всей этой безмерно лиричной постановке. И, конечно же, «Ромео» (Егор Шевцов), жиган, «король шпаны». А еще: жених (Сергей Горбачев), невеста (Анастасия Малкова), бабушка (Алена Гирель), дед (Вячеслав Шеин). Есть и обязательный фигурант периода репрессий: особист (Юрий Васильев). В доме – обычная мирная суета. Все соединены нитями любви, у каждого – своя история жизни. Отдельно, меткими штрихами, обозначен особист. Без нажима – сообразно тяжести момента – звучит речь Сталина с объявлением о всеобщей мобилизации. Мужчины уходят на фронт. Женщины ждут. И, выпукло, две судьбы, два выбора: любящая Джульетта погибает на передовой, предавшая свою любовь невеста уходит с особистом. Их мужчинам (жених – на костылях, Ромео – в орденах) суждено вернуться… Остальные – остались на поле брани, остались в письмах, в памяти.
Спектакль «Письма памяти» исключителен тем, что позволяет взглянуть на события Великой Отечественной войны глазами нынешнего поколения. Советской школьной программой сполна отдана даль уважения писателям-фронтовикам. Прошло несколько «смутных» лет, казалось бы, окончательно сузивших взгляд на «ту войну» до трех страниц в переписанном учебнике современной истории. И вот с появлением этого сильного во всех отношениях спектакля словно изменился ракурс, угол зрения на Вторую мировую. Спектакль Николаева не просто освежил взгляд – режиссер заговорил о военном времени языком немеркнущих глаголов: любить, верить, защищать. Главный феномен постановки «Письма памяти» в том, что она вовлекла в эту искреннюю и честную сценическую историю молодежь. Спектакль уже обрел независимую от его автора судьбу.
Олег Николаев – режиссер, признанный сразу в двух странах, заслуженный артист Украины. Он превращает артистов драмы в танцоров, рок-оперы – в балетные супершоу, а театры на грани выживания – в передовые сценические лаборатории, каждый спектакль которых проходит с аншлагом (зритель идет «на Николаева»). А предыстория «Писем памяти» такова: в 2005 году в Днепропетровском театре оперы и балета его нынешний художественный руководитель Олег Николаев поставил двухактный лирико-драматический балет «Это танго в июне», вдохновившись идеями звезды мировой величины голландца Иржи Киллиана. Киллиан собрал труппу из ветеранов балета – Николаев соединил в одном спектакле украинских артистов драмы и вышедших на пенсию танцовщиков.
А вот сценический успех версии балета – постановки «Письма памяти» можно назвать сенсационным: на театральном пространстве России появился молодежный, глубокий хореографический спектакль. Географической точкой рождения спектакля «Письма памяти» стал Орел, точнее, театр «Свободное пространство» – там Николаев впервые выпустил пластическую постановку, полностью адаптированную под драматических актеров. В 2007 году хореографическая фантазия «Письма памяти» была поставлена в рамках Первой Международной Летней Театральной Школы актеров русских театров СНГ и Прибалтики. Тот спектакль ошеломил всех. Зал долго аплодировал молодым артистам и мастеру, хореографическая фантазия «Письма памяти» стала визитной карточкой Школы.
Разрастался проект Школы – росла и популярность постановки «Письма памяти», она повторялась три года подряд. А затем спектакль превратился в абсолютно уникальный проект «Дорога памяти»: председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин способствовал тому, чтобы спектакль был показан в 10 городах-героях и городах воинской славы к 65-летию Победы. «Письма памяти» для жителей Москвы, Наро-Фоминска, Дмитрова, Вязьмы, Ржева, Великих Лук, Пскова, Луги, Санкт-Петербурга и Кронштадта играли артисты из десяти стран: России, Канады, Болгарии, Молдовы, Польши, Финляндии, Монголии, Литвы, Узбекистана и Украины.
Спектакль «Письма памяти» обладает завидным качеством: он переносится практически на любую труппу и гарантирует абсолютный зрительский успех. Сегодня он принят в репертуар нескольких театров российской провинции. В Москве постановка восстановлена благодаря стараниям Юлии Головиной и Сергея Горбачева. Оба актера играли в орловском спектакле «Письма памяти», затем Юлия ассистировала Олегу Николаеву на выпуске спектаклей Третьей Театральной Школы при СТД РФ, тогда хореограф, помимо «Писем», поставил «Бомжовый блюз» на музыку Тома Уейтса. В «Блюзе» Юлия Головина была занята как актриса, а вот «Письма» помогала ставить уже как ассистент.
– Когда Александр Александрович Калягин перед Четвертой Школой создал проект «Дорога памяти», – рассказывает актриса Театра Луны Юлия Головина, – Олег Викторович Николаев собрал лучших исполнителей со всех постановок трех Школ СТД. И вот таким составом мы ездили по городам, наш тур завершился 9 мая в Кронштадте. В том спектакле мне досталась роль «Джульетты».
Юлия запомнила спектакль досконально. С «благословения» автора спектакль обрел «второе дыхание» в 2011 году. «Письма памяти» объединили одиннадцать столичных актеров. За год с небольшим в одной только Москве «Письма памяти» увидели тысячи молодых людей, такие как юные воспитанницы Минобороны.
Комментарии