Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сладкая комната. ​Поговорим?

Учительская газета, №09 от 28 февраля 2012. Читать номер
Автор:

Недавно попала мне в руки книга Бруно Беттельгейма «Не только любовь». Рассуждения автора мне показались весьма актуальными, хотя написано все полвека назад. Автор говорит о том, как губителен индустриальный подход ко всему на свете. Считается, что важно человеку дать пути решения той или иной задачи: мол, зачем ему изобретать колесо, коль существуют уже опробованные кем-то способы решения проблемы. Но такие действия по инструкции лишают гомо сапиенс творческого начала. Детский врач, психолог, воспитанник знаменитой венской школы психоанализа доказывает, методика превращения человека в «идеального заключенного», лишенного личности и какого бы то ни было внутреннего содержания, проста. И многие ею пользуются, потому что так легче управлять людьми, руководить ими.

«Идеальные заключенные»… Не  в них ли мы стараемся превратить и наших детей?» – спрашивает Бруно Беттельгейм. Став директором клиники для детей с нервными расстройствами, он создал свою школу. В ней учились его пациенты. Это были  дети с различными психическими травмами. И они все выздоравливали благодаря особой среде. А создать ее  известному врачу помог лагерный опыт. Полтора года во время войны он был узником Бухенвальда. И весь этот страшный период он спасался тем, что страницу за страницей  создавал в памяти книгу о том, как можно противостоять разрушительному воздействию лагерной жизни.Постоянный страх – вот первопричина многих детских расстройств, пишет детский доктор. В этом взрослом мире с тобою может произойти все что угодно, будто говорим мы ребенку и отказываем ему в защите. Вот малыш плачет от страха, он хочет к маме, а та считает это капризом. Почему же с самого рождения мы превращаем жизнь ребенка в казарму? Мне сразу вспомнился урок, который преподала мне неграмотная старенькая бабушка, даже не подозревающая о  существовании Спока, а тем более Беттельгейма. «Держи ребятенка на руках столько, сколько ему надо. Вырастет – сам сползет, не дастся», – вразумляла она меня, «ученую». Как же  была права добрая, мудрая наставница! Позже я узнала, что, к примеру, в Японии матери  малышей неукоснительно соблюдают три  важных правила. Не давать ребенку плакать, плач – это неуслышанное слово. Во-вторых, не отлучаться надолго от малыша и даже спать вместе с ним. И в-третьих, не делать маленькому человеку замечаний при посторонних, не сравнивать его с другими. «Ешь побыстрей, мы опаздываем, ну сколько тебе повторять, посмотри на других…» Врач-психиатр Беттельгейм сделал грустное открытие: болезни его пациентов – это еще своего рода защитная реакция «идеальных заключенных».  В его школе все было иначе. Чего стоит сладкая комната, в которой все полки снизу доверху были набиты пирожными, конфетами, печеньем. Ребенок мог в любой момент зайти, взять все что хочет. Ужас, скажет кто-то, много сладкого вредно. А директор необычной школы считал иначе. Когда маленькому человеку плохо, говорил он, тот забежит в  комнату, посмотрит на забитые сладостями полки, и на душе у него полегчает. Он может даже ничего не взять, но сил для борьбы со страхами и болезнями у него прибавится.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту