search
main
0

Сколько будет стоить портфолио выпускника?

14 мая, на заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ, обсуждался вопрос, давно ожидаемый многими участниками образовательного процесса: школьниками как будущими абитуриентами, учителями, преподавателями и руководителями вузов, чиновниками и т.д. Зам. министра Александр Климов представил проект правил приема в вузы на 2015-2016 учебный год, в рамках набора которого будут учитываться индивидуальные достижения выпускников школ.

Напомним, ещё в начале года абитуриентов взбудоражила новость (http://www.ug.ru/news/10944): из-за приказа Минобрнауки вузы могут изменить списки вступительных экзаменов едва ли не за месяц до начала сдачи ЕГЭ. К счастью, дело быстро уладили и изменения перенесли на будущий сезон. Про общественные волнения не забыли и к началу нового учебного года решили подстраховаться и заранее объявить дедлайн – и для вузов, и для чиновников. Согласно проекту, представленному Александром Климовым, таковым должно стать 1 октября. В этот день вузам следует опубликовать на сайтах информацию о предстоящем приеме, в том числе направлениях подготовки и вступительных испытаниях. Члены Общественного совета это предложение поддержали, отметив, что и ученики, и родители, и школа смогут заранее и спокойно готовиться к предстоящим ЕГЭ.

Второй вопрос, который вынес на обсуждение Александр Климов, был воспринят далеко не так однозначно, и понятно, почему. Речь идет об учете при поступлении индивидуальных достижений школьника, который планируется ввести в 2015/2016 учебном году. Напомним, тема портфолио, которое содержало бы информацию об участии ученика в тех или иных мероприятиях и давало бы дополнительные бонусы при приеме, обсуждается давно, однако сегодня эта идея фактически становится действительностью.

Как рассказал Александр Климов, успехи школьника предлагается учитывать в виде дополнительных баллов, которые будут плюсоваться к баллам ЕГЭ. Причем итоговое сочинение, которое будут писать школьники с 2015 года, согласно проекту, может быть оценено не более чем на 10 баллов (во сколько конкретно каждый вуз должен определить сам). Еще на 10 баллов может быть оценена сумма следующих достижений:

– победа и призовые места на Олимпийских и Паралимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, наличие значков ГТО. Причем, это касается не вузов спортивной направленности, где все итак учитывалось, а направлений специальностей, не связанных с физкультурой;

– наличие медали «За успехи в учении». (Напомним, что новым законом «Об образовании» Минобрнауки сначала фактически лишило выпускников-отличников возможности получать медали, но позже было решено не только вернуть медаль, но и присваивать ее обладателям определенные бонусы при поступлении).

– осуществление волонтерской деятельности поступающими;

– участие в различных олимпиадах, иных интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях, проводимых с целью выявления выдающихся способностей и пр. При этом имеются в виду те результаты олимпиад, которые не дают абитуриентам особых прав при поступлении.

«Таким образом, максимальное количество баллов за учет индивидуальных достижений – это 10 за учет школьного итогового сочинения и суммарно 10 баллов все остальные индивидуальные достижения школьников», – подытожил зам. министра.

Естественно, у общественников практически сразу после оглашения списка возник ряд замечаний и вопросов, и, в первую очередь, о «весе» сочинения. Почему баллы только за него фактически равны всем остальным достижениям? И предусмотрен ли при таком раскладе риск давления на школу и учителей, оценивающих его? По этому поводу у Минобрнауки был конкретный ответ.

– Сочинение будет проверять не только русский язык и литературу, – пояснила Наталья Третьяк, первый заместитель министра. – Оно должно быть посвящено вопросам, которые касаются не только этих предметов: это могут быть исторические темы, общественно значимые, политически резонансные. Поэтому такой высокий весовой балл. Это в целом проверка способности ребенка размышлять, формулировать свои мысли, излагать их на бумаге, иметь свою точку зрения.

Что касается проверки. Предполагается, что баллы за сочинение будет выставлять не школа, а вуз, если абитуриент изъявляет желание, чтобы его работа была учтена. Сочинение сканируется, хранится в банке данных, из которого при необходимости будет изъято. «Таким образом, мы вводим элемент публичности в сочинение и исключаем школу из ситуации давления на неё, то есть оценка сочинения будет произведена вузом», – заключила Наталья Третьяк.

Прозвучали опасения и о том, что новый порядок может дать зеленый свет коррупции. К примеру, если некий вуз организует свой собственный конкурс или олимпиаду и, оценив её в 10 баллов, примет необходимых ему абитуриентов.

– В целом мы исходим из презумпции добросовестности вузов, но такое возможно, – согласился министр Дмитрий Ливанов. – Именно поэтому всего 10. Но тем вузам, которые заинтересованы в выявлении абитуриентов и в наборе обладающих специфическими способностями, это даст шанс. Есть и плюсы, и минусы.

Кроме того, как заметил студенческий омбудсмен Артем Хромов, с волонтерством тоже не все конкретно: «Поступающий, обратившись в какую-нибудь общественную или медицинскую организацию, может получить волонтерский листок, даже не участвуя в деятельности, и получить за это баллы…».

И с этим согласились в министерстве, отметив, правда, что вуз до начала приема должен будет четко прописать в правилах, какое участие в волонтерском движении он будет учитывать и будет ли вообще.

Александр Леонтович, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского ДДЮТ, затронул проблему оценки качества творческих конкурсов и исследовательских конференций: «Имеет смысл подумать о том, чтобы в разных областях создавать систему рейтинга конкурсов и конференций, для того, чтобы их можно было эффективно учитывать и, в частности, при оценке портфолио». При этом он предложил создать централизованно структуру портфолио, которой вуз должен придерживаться.

С другой стороны, поступил вопрос, а что делать, если вуз просто не знал о том или ином конкурсе, в котором участвовали школьники, и, соответственно, не прописал его в правилах приема? По мнению представителей региональных вузов, участвовавших в разработке проекта, стоит учитывать результаты олимпиад не ниже региональной или городской. То есть проще всего определять, что признавать или нет – через региональный масштаб.

Анатолий Карачинский, президент IBS Group, заметил, что в представленном перечне достижений вообще нет показателей, стимулирующих предпринимательские способности школьников, между тем, к примеру, в Гарварде при приеме в приоритете – предпринимательская жилка. «Стоит расставить правильные акценты – что нужно государству? Нужны классные спортсмены, классные ученые, – я согласен, но нам нужны и классные предприниматели, экономисты, на них будет держаться страна».

Вообще, так или иначе значительная часть вопросов сводилась к следующему: нужно ли прописать в правилах приема конкретные конкурсы, мероприятия, состязания, за которые школьники могут получить дополнительные баллы, или отдать все на откуп конкретным учебным заведениям, но сохранив в то же время уже названные риски.

– Это было одним из центральных пунктов обсуждения руководителей вузов, – рассказал Александр Климов. – Как только мы пытаемся четко составить закрытый перечень тех волонтерских инициатив, творческих и интеллектуальных испытаний, мы резко ограничиваем перечень активности, в которой могут и захотят участвовать школьники. Мы согласны: нужен баланс и мониторинг того, что будет происходить, чтобы оперативно внести изменения на следующий год.

Таким образом, несмотря на множество замечаний и комментариев, Общественный совет резюмировал: движение происходит в правильном направлении. «…И меня радует, что пока всего 10 баллов, – подытожил Евгений Ямбург, директор московского Центра образования № 109, сопредседатель совета. – Потому что движения надо делать осторожно, с учетом того, что мы можем нарваться на вакханалию или субъективность. Год пройдет, посмотрим».

Ведомственный приказ «Об утверждении Порядка приема на 2015/16 учебный год» уже опубликован в Интернете (http://regulation.gov.ru/project/14875.html) и проходит этап общественного обсуждения, в котором может поучаствовать каждый желающий.

Фото Марии Дмитриевой и с сайта Минобрнауки России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте